Лучший педагог года

Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста

Альмира Миндалинова
Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

В жизни ребенка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом. Детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми. Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Ребенок исследует новое пространство и вынужден в нем ориентироваться. С этой целью в групповом помещении производится переоборудование всех зон. Основное предназначение подобной трансформации – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Публикация «Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Первоначально ребенок, пришедший в группу, проходит по игровым уголкам и зонам, как на экскурсии. Чтобы решить адаптационную задачу первых дней нахождения малыша в ДОУ, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, проявление заботы и внимания. В «стартовые» недели пребывания в детском саду многие дети еще не готовы к проявлению собственной инициативы, зато благодаря играм с воспитателем дети почувствуют поддержку и увидят, что к ним относятся с интересом. Правильно организованная игровая деятельность поможет, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад.

Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Актуальность игр в адаптационный период :

Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации.

Взрослый и воспитатель являются активными участниками игр. Одновременно действуя вместе с детьми, являются образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность:

-позволяют маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

-помогают не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

-помогают познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;

-развивают искусство общения;

-помогают управлять своими чувствами;

-дают возможность пережить массу эмоций.

Игра является главным расслабляющим средством для ребёнка.

Её основная задача в этот период налаживание доверительных отношений с каждым дошкольником, попытка вызвать положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры :

- Позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;

- Помогает не испытывать разочарования от того что он мал и беспомощен;

- Помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;

- Развивает искусство общения;

- Помогает управлять своими чувствами;

- Даёт возможность пережить массу эмоций.

Основная задача игр в период адаптации :

1. Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного

партнёра в игре.

2. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу.

3. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

4. Инициатором игр всего выступает взрослый.

5. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период :

-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

-всем детям предлагаются одинаковые предметы;

-инициатором игры выступает взрослый.

Правила организации игр в период адаптации :

Правило 1:

Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2:

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3:

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило 4:

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5:

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Так как игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека.

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Здесь представлены наиболее распространенные детские игры в адаптационный период детей.

1. Сюжетно-ролевая игра.

В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести : «Дочки – матери», «Семья», «Машины».

2. Подвижные игры.

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила: «Мыльные пузыри», «Солнечный зайчик».

3. Дидактические игры.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Найди одного цвета», «Из чего сделано».

4. Настольно-печатные игры.

Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Игры для закрепления цвета», «Игры сенсорного развития».

5. Театрализованные игры.

Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры, развивающие речь и творческие способности малышей, например, «Веселый Петрушка».

6. Пальчиковые игры.

Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

7. Игры с водой и песком.

Задача этих игр обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.

Используя игровую деятельность в период адаптации, я пришла к выводу, что игра является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Благодаря играм, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком. Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Они являются не только средством физического воспитания, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Поэтому использование игровых методов и приемов в первые дни пребывания детей в детском саду педагогически аргументировано и целесообразно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека «Игры детей раннего возраста в адаптационный период» Игры детей раннего возраста в адаптационный период Задачи: формирование эмоционального контакта; формирование доверия детей к воспитателю.

Игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста в весенний период МДОУ д/с №7 «Колокольчик» Игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста в весенний период Подготовила: воспитатель Егоршина.

Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем 1. Давай познакомимся! Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий.

Игры с детьми в адаптационный период . Пальчиковые игры Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Игры в адаптационный период с детьми младшего возраста Игры в адаптационный период с детьми младшего возраста. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия.

Консультация «Игры для детей в адаптационный период» Консультация "Игры для детей в адаптационный период"Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем 1. Давай познакомимся.

Роль игры в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям.

Роль игры в развитиии коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – термин иногда.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста Игра занимает важное место в жизни ребенка, а сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она имеет огромное.

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 19:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД