Татьяна Зудина
Роль музыки в физическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в физическом развитии дошкольников.
1 слайд. Прежде чем приступить к обоснованию необходимости участия музыкального руководителя в физкультурной работе, следует упомянуть о роли музыки как таковой в процессе физического воспитания детей.
Публикация «Роль музыки в физическом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
2 слайд. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
3 слайд. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов - эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
4 слайд. Работа с детьми включает проведение занятий, праздников, развлечений, а также организацию и развитие самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.
5 слайд. Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий - способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества : выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазаний, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др., не следует использовать музыку.
6 слайд. Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.
Каждое движение имеет своеобразный характер поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками, требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы - легкой, игривой; покачивание цветами или лентами - нежной, напевной и т. п. Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.).
7 слайд. Музыка на утренней гимнастике. В процессе утренней гимнастики музыка вызывает у детей эмоциональный подъем, радостные ощущения.
Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми.
8 слайд. 1.2. Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений.
8.3.4. Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян).
В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое - снизить его. В этом случае гимнастику лучше делать без сопровождения музыки.
9 слайд. Музыка на физкультурном занятии. На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключение составляют некоторые подвижные игры, так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.
9.1 Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания.
9.2 Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движений, выразительность.
9.3. В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народная, классическая музыка, сочинения русских и зарубежных авторов.
Исполнение произведений должно быть качественным, правильным, нельзя допускать акцентированных сильных долей тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введения лишних пауз, синкоп и т. п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.
Различные музыкальные произведения в грамзаписи также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике и физкультурном занятии.
Использование музыки на физкультурных занятиях, утренней гимнастике способствует укреплению организма и развитию музыкальности.
10 слайд. Физкультурные досуги и праздники. Физкультурные досуги и праздники обеспечивают решение образовательных и воспитательных задач; 10.1 совершенствование двигательных умений, формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
10.2 Содержание того и другого составляют подвижные игры и физические упражнения знакомые детям и обновленные путем введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации.
10.3 Музыкальный руководитель должен подобрать музыкальное оформление к играм и эстафетам. Музыка помогает детям понять, в каком темпе выполняется то или иное упражнение. Например, эстафету с прыжками хорошо иллюстрирует «Смелый наездник» Шумана.
10.4 Разнообразные виды развлечений и праздников предполагают их планирование.
10.5 Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет план и разрабатывает сценарий с учетом всей педагогической работы и возрастными особенностями детей данной группы.
11 слайд. Какое же физическое развитие дети получают на музыкальных занятиях?
На слайде вы видите, как много на музыкальном занятии видов деятельности, в процессе которых дети получают физическое развитие. Но сегодня мы остановимся лишь на некоторых из них.
12 слайд. Только при физиологически правильном дыхании возможно полноценное физическое развитие.
В этом помогают дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика.
Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они считают их игрой, и вместе с этим приносят неоценимую пользу для укрепления дыхательной мускулатуры и здоровья в целом.
Видео. И сейчас я вам предлагаю одно из упражнений дыхательных упражнений.
13 слайд. В практике музыкальных руководителей осуществляется система пальчиковых упражнений, сопровождаемая пением.
Оказывается, пальчиковые игры – одна из основ физического развития ребенка.
Пальчиковые игры дают ребёнку возможность ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счёте — сформировать представление о своём теле.
Видео. Пальчиковая игра.
14 слайд. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Вообще, музыкально-ритмические движения один из любимых видов деятельности детей.
Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, которые в свою очередь способствуют их физическому развитию.
Например, движения современных танцев, поочерёдное разведение коленей и т. д., отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп.
Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.
Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.
Таким образом, музыкально-ритмические движения занимают далеко не последнее место в физическом развитии детей, благодаря музыке.
Я приготовила для вас необычные загадки. Нужно отгадать произведение или название музыкально-ритмического движения.
Веселые задания:
15 слайд. Под музыку эту проводят парад
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
Малыш, что пришел в сентябре в садик наш
Вам смело ответит: та музыка – МАРШ.
16 слайд. Я кружусь по залу в паре,
Приглашу кружиться вас.
Верно выполнить движенье
Мне поможет танец – ВАЛЬС.
17 слайд. Парами скачут девчонки, мальчишки.
Учат поскоки так резво детишки.
Лучше всех скачет веселая Ольга,
Что музыкант наш сыграл? Это – ПОЛЬКА.
18 слайд. Сделать правильно «пружинку»
Очень сложно – не секрет.
Ну а в помощь нам играет
Всем известный – МЕНУЭТ.
19 слайд. За руки беремся дружно,
Кругом встанем – это нужно.
Танцевать пошли, и вот –
Закружился ХОРОВОД.
21 слайд. Здесь пробежки и подскок,
Есть притопы и хлопок,
Лишь стремительность и только.
Танцевать придется ПОЛЬКУ.
22 слайд. Особого не нужно здесь уменья,
Достаточно внимания, веселья.
По кругу прыгай ты вперед-назад
И вовлекай в сей танец всех подряд.
Он прост, как песня, как одна ступенька.
Танцуется прыжками ЛЕТКА-ЕНКА.
23 слайд. Приседает и встает,
Ногу выбросил вперед.
Изучают мальчики
Матросский танец «ЯБЛОЧКО».
Роль музыки в физическом воспитании детей очень велика, поэтому музыка должна звучать во всех мероприятиях физкультурного цикла.