Лучший педагог года

Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников

Оксана Николаевна Полежаева
Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам нашего народа. Возрождение культурного наследия начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Публикация «Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников» размещена в разделах

Передавая знания детям необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование духовно – нравственного отношения к своей семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях русского народа, обогащении предметно-пространственной среды, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, считаю образовательную деятельность, беседы, праздники, дидактические, подвижные и народные игры, индивидуальную работу с детьми, так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Для работы с детьми использую иллюстративный и поделочный материал, различные традиционные игры, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии, при этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?». Широко использую настольный, теневой, пальчиковый театр, театр рукавичек для ознакомления с народными сказками.

С целью более глубокого ознакомления с национальной историей и культурой посещаем музей национального быта. Цель посещения музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям русского народа, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, воспитанники могут получать новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре нашего народа. С помощью национального уголка детей наглядно знакомим с символикой Российского государства и Белгородской области.

Для изучения народной одежды используем настольно-печатные игры: «Одень куклу», «Подбери узор», «Подбери элементы»; альбом «Народные костюмы». Знакомство детей с народной культурой рационально начинать в форме беседы. Сначала дети знакомятся с бытом своего народа и их традиционными занятиями: «Белгородчина – мой край родной», «Жители Белгородчины», «О природе и жизни людей нашего края». Стоит отметить, что использование в беседе игровых, проблемно-поисковых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Далее идет знакомство детей с новыми темами: «Одежда», «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимость. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал. Работа с детьми по декоративно-прикладному искусству проходит по ряду тем: «Волшебные краски осени родной природы», «Белгородские узоры», «Чудо-платье с национальным узором», «Предметы декоративно-прикладного искусства и их роль в жизни народа», «Иллюстрирование народных сказок».

В первом разделе «В мире волшебных красок (окружающий мир как основа творчества народа)» дети получают общие представления о декоративно-прикладном искусстве как способе отражения окружающей действительности, учатся находить общее и различие в природе и народных декоративных узорах (цвет, форма элементов, их расположение).

Во втором разделе «Орнамент (построение, виды)» дети приобщаются к разнообразному миру элементов, узоров и орнаментальных композиций декоративно-прикладного искусства нашего народа, учатся изображать элементы орнамента.

Изучение третьего раздела «Предметы декоративно-прикладного искусства (работа в творческих мастерских)» носит практико-ориентированный характер. Дети реализуют свои творческие замыслы, украшая национальным орнаментом предметы быта и элементы одежды.

При обучении рассказыванию широко используем устное народное творчество, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом народа. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

Для обобщения и систематизации знаний используем дидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Из чего сшита одежда», «Чудо вещи вокруг нас» и другие. Дидактические игры – это большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда используем игру «Для чего нужны предметы?», словесные игры «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию» и другие. Благодаря таким играм у детей значительно возрастает интерес к самобытной культуре. Широко используем в работе с детьми кроссворды, ребусы, викторины «Угадай орнамент», «Предметы старины» и другие, что развивает сообразительность и наблюдательность.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаем в разные виды деятельности. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Игры и их элементы использую в образовательной деятельности, как физкультминутки, пальчиковую гимнастику («Десять внучат», «Доброе утро, здравствуй Иван» и другие, на праздниках, викторинах, прогулках.

Изучение календарного фольклора мы осуществляем через активное участие детей в календарных праздниках. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это удаль и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, проверенные древней логикой жизни, народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.

Со среднего дошкольного возраста возрождаем «Емелину неделю» (перед Масленицей). В старину на Белгородчине в эти дни тешили детей: ладили горки, делали кормушки для птиц, проводили забавы, рассказывали сказки, байки от Емели («Мели Емеля – твоя неделя»). Этот праздник – дань уважения русской смекалке, хитроумию, находчивости, которыми славен русский народ. На Святки поздравляли детей младших групп колядками, встречали и провожали Масленицу; зазывали весну, закликали птиц, широко используя потешки, песенки, заклички.

Русский праздник – это всегда хлебосольный стол, поэтому в праздничные дни у нас с родителями готовится угощение: пироги, блины, чай с вареньем. А дети усваивают правила гостеприимства, которые свойственны русскому народу: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Какова хозяйка – таков и стол».

Таким образом, возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Такая работа, с одной стороны, предоставляет большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой – позволяет приобщаться к национальной культуре.

Анализируя работу по данному направлению, пришли к следующим выводам: наиболее эффективным средством формирования нравственной культуры у детей дошкольного возраста является народное искусство. Использование его в формировании эстетической, нравственной культуры у дошкольников обусловлено его полихудожественным подходом, широким спектром воздействия на развивающуюся личность, огромным педагогическим потенциалом в развитии социально важных качеств и способностей, а также возрастными особенностями дошкольников, их восприимчивостью к искусству и склонностью к различным видам художественно-творческой деятельности.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2021 в 11:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД