Лучший педагог года

Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию

Ольга Осипова
Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию

Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В процессе игры постепенно преодолевается страх ребенка перед водной стихией, развивается смелость, укрепляется воля, появляется уверенность в своих силах. Ребенок постепенно знакомится со свойствами воды (прозрачностью, плотностью, вязкостью, быстро к ней адаптируется, привыкает смело входить и выходить из нее, передвигаться уверенно и без напряжения. В игре дети обнаруживают все свои личностные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры позволяет лучше узнать каждого ребенка. Увлеченный игрой, ребенок выявляет все стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок совершенно по разному проявляет себя в игре.

Публикация «Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию» размещена в разделах

Игры и забавы в воде чрезвычайно полезны для подготовки детей к обучению плаванию, так как содержат в себе многие подготовительные к плаванию упражнения. Поэтому, если их проделывать регулярно, ребенок совершенно незаметно для себя научится непринужденно держаться на поверхности воды, совершать выдох в воду и перемещаться в ней, проделывая простейшие плавательные движения.

На дальнейшем этапе, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений. При обучении дошкольников плаванию используются разные формы: игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Планируя проведение игр в занятиях, преподаватель должен предусмотреть все детали организации передвижений детей в воде. Необходимо учесть конкретные условия места проведения занятий (размеры бассейна, его глубину, предусмотреть все меры безопасности жизни и здоровья детей. Играющие дети не всегда способны контролировать свое поведение и адекватно реагировать на обстановку. Куда движутся дети, сколько детей одновременно начинают движение, каким образом они передвигаются (шагом, бегом, прыжками, каким образом входят в воду и выходят на бортик – все должно планироваться заранее. Преподаватель должен четко представлять все возможные варианты развития событий в сценарии игры, чтобы при необходимости вовремя вмешаться и не допустить нежелательных ситуаций.

Правила игры для детей дошкольного возраста должны быть небольшими и простыми, так как воля и тормозные функции у детей развиты слабо, им трудно долго и внимательно слушать объяснение игры.

Игры в воде доставляют детям огромное удовольствие, поэтому они с охотой выполняют как задания в игровой форме, так и сами игры.

От инструктора по плаванию требуется время от времени видоизменять условия игр и усложнять задания. В первую очередь изменения касаются замены используемых в игре предметов.

Усложнения содержания игр могут включать:

изменение характера движения: ходьба или бег по дну бассейна, плавание вдоль бортика бассейна с помощью доски или нарукавников, плавание без помощи вспомогательных предметов и т. п. ;

• введение дополнительных игровых действий (прежде чем плыть по прямой, надо поднырнуть снизу в обруч или проплыть сквозь тоннельчик из обручей, лежащих на поверхности воды);

дополнение элементами соревнования: водящим в игре будет тот, кто дольше других задержит дыхание при выполнении упражнения «Поплавок»;

• усложнение в подаче команд (со старшей группы) : «Раз-два-три-плыви. Раз-два-три-замри. Раз-два-три-и никуда не плыви!»;

• замену персонажей в сюжетных играх. Так, например, игру «День и ночь» можно видоизменить. Игроки могут превратиться в рыбок, или превратиться в русалок, водящий- в Нептуна, или в дельфинов, тогда водящий-касатка. При этом изменяется и способ плавания;

• добавление игр, основанных на взаимодействии со сверстниками (в среднем дошкольном возрасте предлагаются индивидуальные соревновательные задания, а в старшем- предпочтение отдается парным и командным состязаниям).

Организуя игры, инструктор обязан обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно регулировать свои движения в воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда один ребенок толкает другого или пытается погрузить его в воду. Всякое неожиданное движение ребенка в таких случаях может вызвать негативные эмоции, значительно затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Преподавателю необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребенка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.

Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более когда речь идет о физической культуре. В каждом конкретном случае инструктор выбирает, придумывает игру с учетом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребенку! Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребенка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.

Публикации по теме:

Игровые технологии в детском саду Игровые технологии в ДОУ «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет.

Тест для родителей «Тревожен ли ваш ребёнок?» Тревожен ли Ваш ребенок?Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию
Опубликовано: 27 января 2014 в 20:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД