Получи документы

Роль потешек и сказок в развитии речи детей младшего возраста

Чвирук Людмила Леонидовна
Роль потешек и сказок в развитии речи детей младшего возраста

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии. Таким образом, создание педагогических условий для формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора, просто необходимо. Одним из условий результативности является создание определенных условий в группе, развивающей предметно пространственной среды. Должны быть подобранны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книжки-игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т. д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Материалы книжного уголка необходимо систематически обновлять в соответствии тематикой недели и интересов детей. Здесь же размещаются маски животных — курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр — «Теремок», «Репка»; театр — рукавичка «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа Всё это привлекает внимание детей, вызывает желание поиграть, инсценировать произведение. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком. В Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном

Публикация «Роль потешек и сказок в развитии речи детей младшего возраста» размещена в разделах

учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка — пригожий.

Наша деточка в дому,

что оладушек в меду.

Красно яблочко в саду.

***

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

***

Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

***

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га, га, га.

Наши курочки в окно:

Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

***

Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

***

Баю, баю, баю - бай,

Ты собаченька не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется на занятиях по речевому, художественно-эстетическому, познавательному развитию. В совместной деятельности с детьми – режимных моментах, наблюдении, игре, индивидуальной работе. При работе над проектом «Домашние птицы» познакомились с потешкой «Курочка – рябушечка»

— Курочка – рябушечка,

Куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка – рябушечка,

Зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка – рябушечка,

Зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка – рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

— Пи – пи – пи – пи – пи – пи»

После прочтения потешки я спросила у детей, о ком эта потешка? Куда ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята? Вызвав у малышей интерес к курочке, прочитала сказку «Курочка Ряба». Для наиболее полного восприятия сказки использовала настольный театр и просмотр мультфильма. Так, например, при проведении занятия по развитию речи на тему «Заучивание потешки «Водичка – водичка» я учила детей согласовывать свои действия с текстом. Потешка помогает формировать культурно – гигиенические навыки у детей. Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении занятий продуктивными видами деятельности. Например, при проведении занятия по лепке на тему «Зёрнышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно и голодно, спела песенку «Птичка» :

«Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькая птичка,

Зёрнышки я дам.

Маленькая птичка

Зёрнышки клюёт.

Маленькая птичка

Песенки поёт».

Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке – вылепить из пластилина зёрнышки.

На занятии по лепке на тему «Улитка», я использовала приговорку:

«Улитка, улитка,

Выпусти рога.

Дам пирога.

Масляного, примасляного»,

На занятии по рисованию на тему «Дождик» читала:

«Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!»

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами. Поэтому для создания непринуждённой обстановки читаем

«Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая»

ИЛИ:

«Таня варежку надела.

«Ой, куда я пальчик дела?

Пальчик в домик не попал!»

Таня варежку сняла,

Таня пальчик свой нашла».

Организуя наблюдения используем потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, выглянуло солнышко читаем

«Солнышко, Солнышко,

Колоколнышко,

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!»

Играя в мало подвижные игры читаем потешку

«Машина, машина

Идёт, гудит.

В машине, в машине

Шофё р сидит: БИ – БИ – БИ»

В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси –гуси», «Мороз красный нос», «Зайка маленький сидит» и др. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений, которые также способствуют развитию речевого общения. Простые движения рук помогают убрать напряжение и не только снимают усталость, эмоциональное напряжение, но и повышают положительные эмоции.

Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей младшего возраста» Консультация для педагогов и родителей "Роль музыкально - ритмических движения в развитии детей младшего возраста " Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль потешек и сказок в развитии речи детей младшего возраста
Опубликовано: 19 января 2024 в 17:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль потешек и сказок в развитии речи детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Чвирук Людмила Леонидовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД