Получи документы

Роль процесса ознакомления с трудом взрослых детей дошкольного возраста

Татьяна Королева
Роль процесса ознакомления с трудом взрослых детей дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов

Процесс ознакомления ребенка с миром профессий становится все актуальнее. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности, ведь от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет. Процесс самоопределения начинается с ранних лет и происходит на протяжении всей жизни. Поэтому важно с дошкольного возраста знакомить детей с широкими возможностями профессионального мира взрослых, чтобы они имели представления об основных профессиях, особенностях профессиональных действий и качествах взрослых.

Публикация «Роль процесса ознакомления с трудом взрослых детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Известны исследования (В. И. Логиновой, С. А. Козловой, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжниковым, в которых ученые указывали на важность самоопределения личности, на то, что в процессе познания мира профессий ребенок расширяет собственные представления о жизни взрослых, их труде и отдыхе.

Так же нужно отметить, что ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития личности дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентность, способствуют воспитанию у ребят трудолюбия, чувства уважения к труду.

Решение проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста связывают с российскими (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Т. А. Маркова, С. Ф. Сударчикова, Д. А. Шингаркина и др.) и украинскими (З. Н. Борисова, А. В. Беленькая, Н. Б. Кривошея, М. А. Машовец и др.) исследователями.

Особое внимание ознакомлению с трудом взрослых уделяется старшим дошкольникам. Н. Б. Кривошея указывает на существующие возможности «формирования у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых и воспитании к нему чувства уважения». Основой знаний детей, должны стать знания о трудовой деятельности взрослых. Они влияют на «ориентировку в действительности, умственное развитие ребенка, развитие его речевой, изобразительной, игровой, трудовой деятельности», отмечает С. Ф. Сударчикова. Более того, знания о профессиях влияют на воспитание трудолюбия детей, которое проявляется в «положительном отношении к трудовой деятельности, устойчивой потребности трудиться и заинтересованности ребенка в достижении положительных результатов своего труда», утверждает Д. А. Шингаркина. А. В. Беленькая подчеркивает, что цель ознакомления детей с трудом взрослых - формирование «знаний о трудовом процессе, положительного отношения к труду, уважения к человеку-труженику и продуктам его труда».

При рассмотрении особенностей представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где в качестве важнейшего направления социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является формирование позитивных установок и ценностного отношения к различным видам труда и творчества.

Для детей дошкольного возраста характерен живой интерес к ближайшему окружению, взрослым, их профессиям. В старшем дошкольном возрасте круг представлений детей о профессиях существенно расширяется, у дошкольников зарождаются социальные потребности: потребность в уважении и признании, стремление выполнять «взрослые» дела. Окружающих взрослых ребенок рассматривает как перспективу собственного развития. Однако недостаточный социальный опыт, возрастные особенности дошкольников затрудняют процесс приобщения к миру профессий. В то же время благодаря ресурсам игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, конструированию, восприятии художественной литературы и других специфических видов детской деятельности ребенок способен погрузится в мир взрослых, узнать об их жизни, расширить представления о различных видах труда, профессиях.

Ознакомление с трудом взрослых, его видами, орудиями, результатами формируют у ребенка стремление к трудовой деятельности. Знание о трудовой деятельности людей является центральным звеном знаний о социальной действительности, они обусловливают социализацию личности ребенка, обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, стимулируют развитие социальной перцепции (восприятия, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам в дошкольном возрасте. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям-труженикам, положительного эмоционального отношения к нему - важнейший компонент трудового воспитания, овладения установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в трудовом воспитании необходимо использовать различные средства формирования знаний о труде взрослых, профессиях: материальные, технические, наглядные, художественную литературу. В данный процесс должны быть включены все участники образовательного процесса дошкольной образовательной организации: дети, педагоги, родители.

Эффективность педагогического процесса во многом зависит от того, какими средствами, методами, инструментами пользуется педагог. Успешное решение той или иной задачи связано с разработкой и внедрением новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному, социальному развитию подрастающего поколения.

Среди образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения всегда стоят на первом месте. При этом педагогами должны ставиться в приоритет задачи формирования знаний о социальной действительности, центральным звеном здесь являются – знания о трудовой деятельности взрослых. Данное содержание знаний имеет высокое значение в социализации личности, такие знания обеспечивают понимание задач общества, место каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества. Это обуславливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, положительного отношения к труду и его результатам. В. И. Логинова пишет: «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданными людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…» [9, с. 6].

Основываясь на результатах теоретического анализа научной литературы были составлены методические рекомендации для педагогов по развитию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Данные рекомендации помогут воспитателям, специалистам дошкольных образовательных организаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых, с формированием положительного отношения к труду.

Рекомендации для педагогов по развитию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста :

1. Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются основой дошкольного образования.

2. Для качественного и успешного решения поставленных задач по развитию представлений о труде взрослых нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности, а также позволяет педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволит: углубить практические знания воспитанников, выявить интересы и склонности воспитанников, развивать интерес и умение осуществлять действия.

3. Для организации работы в группе нужно оформить специальные центры (уголки) по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным и демонстрационным материалом.

4. При проведении образовательной деятельности с детьми необходимо использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми.

5. Представления детей о труде взрослых должно осуществляться по следующей схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы (орудия труда) – выполняемые трудовые операции – результат труда.

6. Системно использовать сюжетно-ролевые игры, так как понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.

7. В процессе наблюдений воспитанников за трудом взрослых, важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Сам процесс наблюдения за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

8. Успешное формирование ряда показателей трудолюбия происходит в дошкольном возрасте (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) (Р. С. Буре, Г. Н. Година, [2, с. 11]. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей совместной трудовой деятельности, поэтому задача трудового воспитания должна быть одной из самых важных задач, решаемых в процессе дошкольного образования.

9. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в его основе лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладеть понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельность, активность, развить творческое мышление, умение решать проблемные ситуации.

10. Одной из нетрадиционных форм при развитии представлений о труде взрослых является виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия – организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами данного метода являются – доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и мн. др. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия – ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия, орудия и процесс труда какой-либо профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует полученные знания, и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

11. В свете требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка, с учетом его желаний и потребностей, включенности воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического и дисциплинарного принуждения.

12. По мнению Л. И. Сайгушевой, преобразования в содержании труда : автоматизация, компьютеризация, техническая реконструкция, внедрение передовых технологий – требуют повышения компетентности, культуры труда, развития таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, креативность, что повышает свободу выбора трудовой деятельности. От этого выбора зависит престиж человека в обществе, но это не уменьшает значимости и ценности труда. Следовательно, ребенку нужно объяснить ценность и значимость труда взрослых, показать разнообразие современных профессий, предоставить возможность обыграть их, чтобы получить элементарные представления о них, что будет способствовать развитию уважительного отношения к труду.

13. Правильно организованная совместная работа детского сада и семьи.

Формирование представлений о труде взрослых - в настоящее время является важной задачей в дошкольных образовательных организациях. Грамотно построенная система работы по ознакомлению с трудом взрослых на начальном этапе способствует формированию в сознании старших дошкольников разнообразных представлений о мире труда, а также понимании значимости труда для жизни и развития общества. Организация работы педагога должна быть нацелена на формирование у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу со старшими дошкольниками. Настоящие методические рекомендации делают первый шаг к активизации процесса познания дошкольниками мира профессий и труда.

Литература

1. Артемова, С. П. Ознакомление старших дошкольников с трудом и профессиям взрослых. Ранняя профориентация дошкольников / С. П. Артемова. – Текст : непосредственный //Дошкольное учебное заведение, 2009 - №5. –

С. 24-28.

2. Буре, Р. С. Учите детей трудиться : пособие для воспитателя детского сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година. – Москва : Просвещение, 1983. – 23 с. Текст : непосредственный.

3. Бурмистрова, Н. Н. Путешествие в мир творческих профессий /

Н. Н. Бурмистрова. – Текст : непосредственный // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2013 - №9. – С. 36-41.

4. Дубровина, И. В. Психология : учебник для студентов сред. – пед. учебн. заведений / И. В. Дубровиной, Е. Е. Данилова. – Москва : Академия, 2008. – 464 с. - ISBN 5-7695-0735-7. – Текст : непосредственный.

5. Избранные психологические произведения А. Н. Леонтьева В 2 – х т. Т II // В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский. – Москва : Педагогика, 1983. – 392с.

6. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учебник для вузов /

Е. А. Климов. – Москва : Издательское объединение ЮНИТИ, 1988. – 350 с. - ISВN 5-85178-060-6.

7. Крутецкий, В. А. Психология : учебник для учащихся пед. училищ /

В. А. Крутецкий. – Москва : Просвещение, 1980.—352 с. Текст : непосредственный.

8. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л. В. Куцакова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 128с. -

ISBN 978-5-4315-0133-3.

9. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых /

В. И. Логинова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1978. — №10. — С. 13-19.

10. Майданкина, Н. Ю. Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе / Н. Ю. Майданкина. – Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 2. - С. 87.

11. Мухина, В. С. Возрастная психология : учебник для студентов вузов /

В. С. Мухина. - Москва : Академия, 1997. — 430 с. - ISBN 5-7695-0146-4. – Текст : непосредственный.

12. Немов, Р. С. Психология : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 2003. — 688 с. - ISBN 5-691-00552-9. – Текст : непосредственный.

13. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – Москва : Издательский центр Академия, 2000. – 160 с. - ISBN 5-7695-0437-4.

14. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. - Москва : Речь, 2010. – 176 с. - ISBN 978-5-9268-0897-8.

15. Пашкова, С. С. Все профессии важны / С. С. Пашкова. – Текст : непосредственный // Дошкольное образование. – 2014. - №5 – С. 59-62.

16. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника : практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений /

Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 1996. – 94 с. - ISBN 5-7695-0080-8.

17. ФГОС Дошкольное образование : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384. – Текст : непосредственный

18. Шалаева, Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких /

Г. П. Шалаева. – Москва: Издательство Эксмо, 2005. – 240с. - ISBN : 5-699-07574-7

19. Шанц, Е. А. Роль игровой деятельности в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых / Е. А. Шанц // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. №1 – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igrovoy-deyatelnosti-v-oznakomlenii-doshkolnikov-s-trudom-vzroslyh ( дата обращения: 30.03.2022).

20. Шингаркина, Д. А. Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых / Д. А. Шингаркина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. №76 - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-trudolyubiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-oznakomleniya-s-mirom-vzroslyh ( дата обращения: 30.03.2022).

Публикации по теме:

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы» Под водой в прозрачных блузах Важно плавают медузы. Не спеша, неторопливо, Чтобы выглядеть красиво. Вот какие модницы, Модницы - подводницы.

Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье»Конспект ООД из раздела «Социальный мир» (знакомство с трудом взрослых в старшей группе). «Мир профессий. Ателье» Приоритетная область: познавательное развитие. Интеграция образованных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,.

Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых»Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых» [ Цель прогулки: расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое.

Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых. Укладчик тротуарной плитки»Конспект прогулки «Наблюдение за трудом взрослых. Укладчик тротуарной плитки» Программные задачи: Расширять знания детей о труде взрослых-укладчик тротуарной плитки,что используют в работе,какие нужны орудия труда.

Конспект прогулки по ознакомлению с трудом взрослых «Труд дворника осенью» в подготовительной группеКонспект прогулки по ознакомлению с трудом взрослых «Труд дворника осенью» в подготовительной группе Задачи: Ход прогулки Воспитатель: Ребята, вы любите трудиться? Ответы детей. Послушайте загадку и отгадайте. Он с утра пораньше встанет,.

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета» Этот месяц самый яркий, Самый пёстрый, самый жаркий. Липа сладкая цветёт, Первый боровик растёт, Зацветает в поле рожь, Грозы нагоняют.

Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади»Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади» Материал может быть полезным воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Подборка стихотворений Сергея Есенина для ознакомления детей старшего дошкольного возраста В начале октября, ежегодно, в честь дня рождения С. Есенина, в Рязани в дошкольных учреждениях педагоги проводят запланированное ознакомление.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль процесса ознакомления с трудом взрослых детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 17:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД