Ольга Слынько
Роль родителей в процессе адаптации детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Роль родителей в процессе адаптации детей в детском саду.
Мы все родом из детства. А значит – из детского сада. Пожалуй, нашим родителям жилось в определенном смысле, проще, чем нам сейчас. Во всяком случае, слова «детский сад» ни у кого не вызывали сильных сомнений и такого шквала вопросов, какой мы наблюдаем сегодня.
Публикация «Роль родителей в процессе адаптации детей в детском саду» размещена в разделах
Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.
Адаптация в детском саду — это привыкание организма к новым условиям и новой среде. Для малыша, который с рождения до ранних лет все время был дома рядом с мамой и папой, детский сад является той новой обстановкой, неизведанным пространством, с новыми впечатлениями и совершенно другим окружением.
Период привыкания протекает сложно и отражается на всем организме вашего чада, на его поведении, здоровье и нервной системе. Малыш естественным образом ощущает стресс.
Самым тяжелым и стрессовым в данной ситуации является отсутствие мамы, самого близкого и родного человека. Крошка чувствует себя брошенным, покинутым среди незнакомых людей. Малыш испытывает страх, потому что не знает как себя вести в новой среде, но явно чувствует, что надо вести себя по-другому, не так как дома. На почве разлуки с матерью и страхом у ребенка начинается стрессовое состояние, которые выражается либо психонервными изменениями в поведении малыша, либо в здоровье. На фоне тяжелой адаптации ребенка в детском саду малыш может даже начать болеть. Время адаптации зависит от каждого ребеночка индивидуально. Кому то потребуется пару недель, чтобы привыкнуть к новому образу жизни, у кого-то уйдут на это месяцы, а есть такие дети, которые вообще не могут привыкнуть к детскому саду. Детей с особо сложными формами адаптации следует отдавать в сад чуть позже, но не в три года. По статистике мальчик в возрасте от 3 до 5 лет более уязвимы и привязаны к матери, чем девочки, и адаптация в детском саду может проходить более болезненно для них.
Не стоит забывать и об известном всем родителям кризисе трех лет, когда в психике ребенка проходят коренные изменения, малыш начинает понимать свое «я», ярко формируется его характер и личность. В этот период ребенок очень уязвим, и может плохо воспринимать изменения в его жизни.
Если вы все-таки четко стоите на том, что ребенку следует ходить в детский сад, вам нужно следовать советам специалистов и педагогов, чтобы адаптационный период в детском саду прошел менее болезненно для вас и вашего ребенка. Ведь родители играют большую роль в успешном и безболезненном процессе адаптации. Как правило, в современных детских учреждениях уже есть разработанные схемы по улучшению адаптации детей в саду.
Чтобы Ваш ребёнок привыкал к детскому саду безболезненно, рекомендуем следующее:
• За месяц до поступления в детский сад придерживайтесь дома режимных требований данного учреждения: - завтрак в 8.30, обед в 11.30, сон с 12.00 до 15.00; - заранее ознакомившись с меню, по возможности готовьте дома некоторые блюда (включая полный набор — первое, второе, третье); -позаботьтесь о навыках самообслуживания у ребёнка.
• Подберите ребёнку удобную одежду и обувь, чтобы они соответствовали нужному размеру. Желательно надевать ребёнку носки и хлопчатобумажные колготки, их легче снять и надеть, в них не потеют ножки.
• Собирая ребёнка в детский сад, не торопите его, при этом не раздражайтесь сами.
• Приводите ребёнка в детский сад заблаговременно, чтобы он успел поиграть в игрушки до завтрака
• Ребёнок должен постепенно привыкать к режиму в детском саду : приведите его вначале на 2 часа, постепенно увеличивая его пребывание в детском саду до обеда, и только потом оставляйте на целый день.
• Приучайтесь с первого дня посещения ребёнком детского сада соблюдать порядок и аккуратность в детском шкафчике. Все вещи должны висеть на пришитых петельках, лишних вещей в шкафу быть не должно. Все вещи должны быть заранее помечены, чтобы без труда ребёнок и воспитатель могли их найти.
• Если до посещения детского сада вы не отлучили ребёнка от вредных привычек, то во время адаптации нельзя сразу отнимать ребёнка от пустышки, бутылки и т. д.
• Необходимо рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях ребёнка, чтобы воспитателю было легче найти к нему подход.
• Можете дать ребёнку в сад его любимую игрушку, она будет напоминать ему о доме.
• Придя с ребёнком в детский сад и раздев его, будьте спокойны при прощании: тревожное состояние матери неблагоприятно влияет на ребёнка.
• Ребёнок должен слышать правильное обращение родителей к воспитателям (по имени и отчеству). Учите его тому же.
• Обязательно смотрите рисунки и поделки своих детей. Непременно похвалите ребёнка, восхититесь его умениями. Это придаст ему уверенности в себе.
• Не пугайте ребёнка детским садом, чтобы у него не сложилось негативного отношения к детскому саду.
• Прислушивайтесь к советам воспитателей, так как они с вашим ребёнком находятся большую часть времени и готовы помочь вам.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М. А. Васильева. М., 1985.
2. Ерофеева Т. И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: матер. науч. конф. М., 1994. С. 34 — 37.
3. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие. М., 2001.
4. Логинова Л. Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей : сборник научно-методических и инструктивных материалов. /Л. Г. Логинова. – М. : АРКТИ, 2002. – 200 с.
5. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. /П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М, : ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.