Ирина Озорнина
Роль семьи в экологическом воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека : за-кладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окру-жающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нрав-ственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.
Публикация «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка» размещена в разделах
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитание в детях положительного отношения к природе возможно лишь тогда, когда сами роди-тели обладают экологической культурой. Эффективность воспитания детей во мно-гом зависит от того, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно важные необходимые. Большое влияние на воспитание ребенка оказы-вает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Очень редко мы задумываемся над тем, что окружает нас: парки, леса, река все то, что помогает нам воспитывать детей. Именно потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.
Ребенок должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, одуванчику, растущему на лугу, белоствольной красавице берёз-ке – ко всему, что его окружает.
Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Лишь бы им в этом не мешали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах» [1, с. 98].
Экологическое воспитание - это воспитание человечности, доброты, ответ-ственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и по-томкам.
Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. К особенностям семейного воспитания относятся постоянство и длительность воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Процесс воспитания в семье осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Стихийные и целенаправленные воздействия в семье повторяются изо дня в день, и ребенок здесь, чем бы он ни занимался - объект. В семье закладываются основы гуманного отноше-ния к природе. Таким образом, экологическое воспитание в семье имеет особое важ-ное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе. Се-мья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в ней, прежде всего, формируется и физически, и культурно каждый человек. Только в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Она является главной опо-рой человека и его заботой на протяжении всей жизни.
Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вы-рабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а за-бота о живых организмах - в семейные отношения. Когда животные становятся чле-нами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными - в семь-ях, где проявляется неприязнь к природе.
Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудо-любие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Если родители ограни-чиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вы-растает бездуховным рабом своих плотских желаний. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное про-странство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится реали-зовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.
Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспита-ния через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
«…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги» [2, с. 38].
Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают детей к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбалку и просто прогулки в при-роду, благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с при-родой.
Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжа-ние насекомых, дробный стук дятла. Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда насту-пает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.
Сейчас, к сожалению, большую часть свободного времени семьи поглощает те-левизор. Однако телевидение имеет богатые возможности. Используя телевизион-ные передачи, можно приобщиться к истории, науке, искусству, экологии.
Важно настроить ребенка на восприятие той или иной передачи, а после про-смотра обсудить с детьми, что они увидели и как поняли. В процессе обсуждения взрослые и дети начинают размышлять вместе, что способствует сближению и от-крытию новых граней характера.
Любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного че-ловека. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у детей потребность охранять природу – ответственная задача взрос-лых.
Работа по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах совместных действий детей и взрослых. Бывая с детьми на даче, жела-тельно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цвет-ки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих совместных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена гороха, полить грядку лука, помочь собрать яго-ды клубники, прополоть грядку. Радость от выполненной работы, удостоенной по-хвалы: расцветший цветок, выздоровевший котёнок - способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фак-там безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, остав-ленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фак-там безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, остав-ленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в детях жестокое обращение с животными.
Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ре-бенок - это двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологи-чески грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? При-чина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конферен-ции, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой те-лефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педа-гогике сотрудничества.
«Семья-это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» [3,
с. 55], говорил В. А. Сухомлинский. В семье осуществляется преемственность поко-лений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. Детский сад детей воспитывает, а в семье с родителями они живут, выполняют «общую работу». Отец и мать - самые близкие и самые убедительные «образцы», по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение.
Список литературы
1. Маневцова Л. М. «Листок на ладони» - СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2004 г. – с. 209.
2. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы» программа экологического образования детей» - СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2000 г. – с. 176.
3. Бондаренко Т. М. «Экологическое занятие с детьми 5-6 лет» - Воронеж ТЦ «Учитель» 2004 г. - с. 207.