Папки-передвижки

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Людмила Кудряшова
Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.

Публикация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разре-шение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эф-фективных путей или переосмысления уже известных. В моей работе действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.

С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Сказка побуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, благодарным, внимательным. Она знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.

Первые сказки которые мы читаем и рассказываем детям «Теремок», «Репка», «Золотое яичко» учат детей защищать свой дом, свои границы, умению жить сообща, беречь жизнь.

Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра и использовать различные формы организации работы со сказкой, методы работы со сказкой.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.

В своей работе я использую различные формы организации работы со сказкой при работе с детьми :

– использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с воспитателем деятельности;

– организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

– широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

– включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

– использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

– включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Для работы со сказкой с целью воспитания нравственных качеств я определила следующие методы: беседу, пересказ, сказкотерапия.

Практика показывает: чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик на содержание сказки у маленького слушателя, воспитатель должен в совершенстве знать текст прочитываемого произведения. Напевность и выразительность чтения-рассказывания, способность «оторваться» от книжной страницы, встретиться глазами с ребенком, передать ему свое эмоциональное состояние – важные составляющие восприятия художественного произведения.

Один из используемых мною методов при работе со сказкой – беседа. Для беседы с дошкольниками заранее готовлю вопросы. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, я стремлюсь помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят. Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой – не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей.

Стоит задавать только те вопросы, которые помогают читающему вслух взрослому установить эмоциональный контакт с ребенком и одновременно обостряют интерес и внимание малыша к читаемому. Например: «Ты догадываешься, что сейчас случится? Что, по-твоему?»

При работе со сказками я так же использую пересказ сказки. Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия старшими дошкольниками героев сказок, определить, под влиянием каких сказочных ситуаций формируется отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных ситуациях.

Сказкотерапия – этот метод использую для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человече-ства. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде про-стой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, воспитании моральных качеств личности дошкольников она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Она помогает в систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей, формирование нравственных понятий

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ.Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ. Н. И.  пирогов:Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

«Вклад семьи Романовых в духовно-нравственное воспитание» Вклад семьи Романовых в духовно-нравственное воспитание В свете нынешней обстановке, Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 21:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кудряшова (УИ 185060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД