Лучший педагог года

Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

юлия сорокина
Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Сказка – оказывает удивительное влияние на детей, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать. Сказка позволяет ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра, она расширяет нравственный опыт ребенка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми и вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь.

Публикация «Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах

Можно сказать, что сказка является уникальным жанром словесного и письменного творчества. Оказывая удивительное влияние на детей, подобранная в соответствии с возрастом и психическим развитием, сказка может быть успешно использована в работе логопеда. Вера в чудо, образное изложение событий, неизменность внутренней структуры – все это делает сказку органичным приемом работы с детьми, позволяет ее использовать и в терапевтических и в педагогических целях. Открывая перед ребенком двери в волшебный мир сказки, логопед перестает быть просто учителем, становясь проводником в чудо, в таинственный мир, который, с первого взгляда, так непохож на окружающую действительность, но имеет с ней гораздо больше общего, чем кажется.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми.

Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической речи. Обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

• закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

• формирование навыков построения связных монологических высказываний.

• развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

• целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

• формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

• усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);

• формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;

• обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию увязывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы :

• составление описательного рассказа с опорой на схему;

пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

. составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом—рассказом логопеда и без него;

• придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

• составление рассказа на заданную тему.

Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника.

В основном, традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчуждены от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказывания, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.

Более того, большая часть занятия, посвященного развитию связной речи и пересказа затрачивается на чтение произведения, беседу по содержанию. Слишком мало времени остается на сам пересказ. Повторного обращения к произведению не предполагается.

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентой речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастии, деепричастии. Зачастую у них наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия.

Наблюдается неравномерность в раскрытии структурных частей: чаще сокращаются начало и конец, в середине перечисляются действия героев, фрагментарны описания их внешнего вида Усечение информации часто приводит к частичному нарушению логической последовательности содержания. Допускаются неточный словоупотребления. Все это негативно отражается и на личности ребенка, в особенности на такой его ее черте, как креативность.

Здесь стоит сказать, что любая сказка всегда пишется по определенным канонам. Сказочный сюжет разворачивается в строгой последовательности:

1. Знакомство с героями. Введение.

2. Постановка проблемы. Герой сталкивается с задачей. Завязка.

3. Решение проблемы. Кульминация.

4. Результаты действий героев, событий. Развязка.

5. Мораль.

Именно эта строгая последовательность, переходящая из сказки в сказку вне зависимости от сюжета помогает ребенку быстрее освоить планирование высказывания. Поэтому, работа с текстом сказок при работе над пересказом является наиболее продуктивной. Благодаря строгой и понятной последовательности сказочного сюжета ребенок быстрее учится правильно и равномерно раскрывать структурные части пересказа, не перескакивать по сюжетной линии, соблюдать логическую последовательность.

Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.

Начинается работа с пересказа.

Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли.

Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.

Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.

Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения — это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

Наиболее легкой формой являются сочинения по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их по рассказу. Затем дети учатся составлению рассказов по сюжетной картинке с выделением основной идеи и выражением временной связи. Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.

Специально составленные – развивающие сказки- можно направить на любой вид деятельности. К примеру, существует целый цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста по средствам развивающей сказки.

Сказка прекрасно справляется со всеми предъявленными требованиями к тексту пересказа. Сказку легко анализировать, так как цепочка сказочных событий привлекает ребенка. Более того, ничто не пробуждает такое буйство фантазии детей, как сказочные мотивы, поэтому составление сочинений - наиболее сложного этапа развития связной речи, требующего творческого подхода.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Реализация национально-регионального компонента через театрализованную игруРеализация национально-регионального компонента через театрализованную игру В МБДОУ №4 "Снегурочка" функционирует группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. У ребят сложные расстройства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 18:47
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД