Юлия Грудинина
Роль слуха в развитии речи. Особенности речевого развития ребенка при нарушении слухового анализатора
▼ Скачать + Заказать документы
Снижение слуха любой степени оказывает значительное влияние на развитие речи ребенка.
Глухота – наиболее тяжелая степень снижения слуха, при которой речевое общение и самостоятельное овладение речью с помощью слуха у детей становится невозможным.
Тугоухость стойкое понижение слуха, вызывающее затруднение в восприятии речи.
Публикация «Роль слуха в развитии речи, Особенности речевого развития ребенка при нарушении слухового анализатора» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зависимость нарушений речи от времени возникновения снижения слуха :
1.5-2года – теряют зачатки речи за два три месяца и становятся немыми.
2-4-5лет – речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к школе остается несколько едва понятных слов.
5-6 лет – в редких случаях теряют речь совсем.
7-11лет – речь, не теряется, но голос приобретает неестественный оттенок, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов выражающих абстрактные понятия, предложения употребляют преимущественно простые
Факторы, влияющие на развитие речи ребенка страдающего снижением слуха :
1. степень снижения слуха. Хуже слышит, хуже говорит.
2. время возникновения снижения слуха. Чем раньше, тем тяжелее.
3. условия развития ребенка после возникновения понижения слуха.
4. общее физическое и психическое развитие ребенка.
Особенности речи слабослышащего ребенка :
1. ограниченное понимание речи.
2. нарушения лексического строя речи :
3. словарный запас ограничен, недостаточное понимание грамматических значений слов, искажения звуко-слоговой структуры.
4. несформированность грамматического строя речи : неправильное согласование слов, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски предлогов, аграмматизмы.
5. искажения в произношении (неправильное произношение звуков, выпадение согласных, недостатки смягчения, смешение звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих.
6. нарушения фонематического слуха (страдает анализ и синтез слов, искажается звуко-слоговая структура слов).
7. нарушения письма и чтения.