Получи документы

Роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста прогнозировании адаптации к школьному обучению

Симонова Алиса
Роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста прогнозировании адаптации к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

В статье рассматривается роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста в прогнозировании адаптации к школьному обучению. Авторы отмечают, что дети с дефицитом в этих областях подвержены риску развития эмоциональных и поведенческих проблем и социальной изоляции в школе. Воспитатели должны обладать знаниями и навыками для реализации таких программ в детском саду, уметь оценивать, контролировать и развивать социально-эмоциональные компетенции у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социальные компетенции, эмоциональные компетенции, школьное обучение, адаптация.

Публикация «Роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста прогнозировании адаптации к школьному обучению» размещена в разделах

Приобретение социальной и эмоциональной компетентности в дошкольном возрасте является одной из основных задач развития детей, которые определяют уровень психического здоровья и возможностей адаптации к школьному обучению в более позднем возрасте. Ранее исследователи отмечали, что когнитивные способности важны только для прогнозирования академических достижений. В последнее время работы авторов доказали, что когнитивные способности опосредованы социальной и эмоциональной компетентностью в прогнозировании академических успехов. По этим причинам во многих странах эти способности включены в учебные программы в дошкольном и начальном школьном возрасте [3].

Развитие социально-эмоциональных компетенций является ключевым элементом профилактических программ, направленных на снижение частоты

возникновения эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Эмоциональная компетентность относится к выражению эмоций таким образом, чтобы это было выгодно для взаимодействия и отношений от момента к моменту с течением времени. Это касается такого набора навыков, как эмоциональное понимание, эмоциональное выражение и эмоциональная регуляция.

Социальные и эмоциональные компетенции взаимосвязаны. Чтобы приспособиться к социальным условиям, детям дошкольного возраста необходимо адекватно читать, интерпретировать и обозначать различные эмоции в себе и других и соблюдать социальные нормы выражения этих эмоций по мере взросления. Неуместное выражение эмоций, особенно негативной эмоциональности, такой как гнев или агрессия, со временем приводит к отвержению сверстников. Дети, которые чаще выражают положительные эмоции, с большей вероятностью будут положительно оценены воспитателями в плане социальной компетентности и более симпатичны сверстникам в детском саду [1].

Чтобы поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми во время игры и социального взаимодействия, дошкольники также учатся регулировать свои собственные эмоции, сохраняя и выражая полезные и уместные эмоции и подавляя те, которые не являются таковыми. Стратегии саморегуляции варьируются от простых форм, таких как объятия, сосание больших пальцев в возрасте трех лет, до более сложных, таких как переключение внимания и когнитивная перестройка в возрасте от шести до семи лет.

Социальная компетентность, с другой стороны, относится в основном к обработке социальной информации и производительности в социальных контекстах, в основном включающей три различных аспекта: соблюдение правил, социальное взаимодействие и просоциальное поведение. Доказано, что отсутствие социальных навыков приводит к проблемам в инициировании

и поддержание отношений и отвержение со стороны сверстников, а затем в экстернализации или интернализации проблем, таких, как агрессия или депрессия [2].

Хотя исследователи отмечают необходимость разработки программ социально-эмоционального воспитания детей, система дошкольного образования в большинстве сран по-прежнему в значительной степени основана на традиционном обучении, в котором когнитивные способности доминируют в учебных программах, при этом педагогический персонал, особенно имеющий большой опыт, прилагает мало усилий для сосредоточения внимания на более важных аспектах, таких как социально-эмоциональные компетенции. Нехватка времени, ресурсов, средств обучения – это лишь несколько причин, по которым внедрение новых стратегий обучения социально-эмоциональным навыкам является сложным процессом, внедрения в педагогическую деятельность многие воспитатели стараются избегать [3].

Социально-эмоциональные образовательные программы в основном многомерны, включая педагогов, родителей и сообщества и предусматривают общую подготовку по социально-эмоциональным компетенциям, управлению поведением (позитивная дисциплина) и способностям к самоуправлению.

Однако практические исследования свидетельствуют о том, что даже короткая программа развития социально-эмоциональных компетенций у детей дошкольного возраста, при правильном применении, в значительной степени эффективна. Дети развивают социально-эмоциональные навыки, если им предоставляется много возможностей в социальном контексте для их изучения и применения на практике.

Родители и педагоги являются моделями правил и стратегий социального взаимодействия, а также эмоционального выражения и саморегуляции. Кроме того, педагоги имеют возможность рассматривать повседневные конфликты между детьми как способы обучения их социально-эмоциональным навыкам, чтобы адекватно справляться с такими конфликтами [2].

Таким образом, развитие социальных и эмоциональных компетенций у дошкольников – важное направление работы воспитателя детского сада, которое позволит детям в будущем лучше адаптироваться к школьному обучению, а также позволит им преодолеть эмоциональные проблемы и научит корректировать собственное поведение.

Список литературы

1. Бахтеева Э. И. Формирование эмоциональной устойчивости социального поведения дошкольников в условиях детской субкультуры // Приволжский научный вестник. 2013. №9 (25).

2. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник КемГУ. 2016. №3 (67).

3. Пронина А. Н., Сушкова И. В., Яковлева И. В., Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник НГПУ. 2017. №3.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Подвижные игры в период адаптации детей младшего дошкольного возрастаПодвижные игры в период адаптации детей младшего дошкольного возраста Подвижные игры в период адаптации детей младшего возраста В этом году мы набирали новых детей — трехлеток, во вторую младшую группу. Ни.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста прогнозировании адаптации к школьному обучению
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 16:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста прогнозировании адаптации к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Симонова Алиса (УИ 2799715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД