МААМ-картинки

Роль театрализованной деятельности в развитии нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью

Суродина Татьяна
Роль театрализованной деятельности в развитии нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Роль театрализованной деятельности в развитии нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью» размещена в разделах

Особые дети – особое воспитание, особый подход. Работая воспитателем с детьми с умственной отсталостью я, прежде всего, стараюсь вызвать у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию окружающего мира, а так же в повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания умственно отсталых детей, донести до родителей, что их ребенок может все, он тоже способный, только ему надо помочь раскрыться и поверить в него.

В системе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в последнее время усилился интерес к активизации их эмоциональной сферы и коррекции имеющихся отклонений путем использования театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе. Театрализованные в виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

Именно этим мы руководствуемся строя свою работу с родителями в рамках педагогического просвещения родителей по вопросам эстетического и познавательного развития и воспитания детей через развитие у них театрализованной деятельности. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – обеспечить гармоничность развития личности ребенка. В этой связи повышение педагогической грамотности родителей по данным вопросам является одним из путей познавательного, эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью.

В процессе проведения целенаправленной работы с родителями по формированию у них знаний, умений и навыков в эстетическом развитии детей, а здесь рассматриваются виды детской деятельности : театрализованная деятельность, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства, я стараюсь использовать все доступные формы взаимодействия с семьей и проводить ее в двух направлениях:

• педагог - родитель;

• педагог - ребенок - родитель.

В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим. При выборе форм общения с родителями я стараюсь придерживаться следующих правил: прежде всего, необходимо отказаться от скучных назиданий, докладов и бесед. Привлекая родителей к решению важных проблем, я опираюсь на нахождение общих правильных ответов в процессе участия родителей в специально организованной для этого практической деятельности. Можно выделить четыре направления, которые используются в программе педагогического просвещения родителей.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей. Прежде чем распланировать свою работу в вопросах педагогического просвещения родителей по вопросам развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста целесообразно провести анкетирование родителей для выявления их представлений и ожиданий в вопросах эстетического воспитания дошкольников и оценить уровень их грамотности в данном направлении. Поэтому в анкету «Как помочь ребенку познать красоту окружающего мира» мы посчитали нужным внести пункты, касающиеся вопросов эстетического развития.

Результаты анкетирования родителей показали, что родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями по эстетическому воспитанию детей, а именно: не знают возрастных, психоречевых особенностей своего ребенка, испытывают затруднения в организации изобразительной, театрализованной деятельности, подбору художественных произведений, музыкального сопровождения, созданию развивающей среды в домашних условиях, направленной на эстетическое развитие.

Сегодня многие родители сетуют на нехватку свободного времени в результате большой занятости на работе. Во многих семьях можно наблюдать дефицит общения с детьми. Это еще раз доказывает необходимость активизации педагогического потенциала семьи в вопросах эстетического воспитания через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями по вопросам развития познавательной деятельности детей средствами эстетического развития. Одной из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей в информационно-аналитическом направлении следует отметить размещение на официальном сайте нашего детского сада в сети Интернет информации для родителей, которая касается информации о формах и методах эстетического воспитания, отчета о проведенных в рамках данной работы мероприятиях, досугов, рекомендаций по использованию соврменных технологий, по приобщению детей к ценностям культуры.

ДОСУГОВОЕ

Досуговое направление в работе с родителями является самым трудным в организации. Это объясняется тем, что родители зачастую не имеют свободного времени, чтобы принять участие в мероприятиях, проводимых в дневное время. И мы всегда очень благодарны родителям, которые данную возможность изыскивают, потому что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть своего ребенка, закрепить свои взаимоотношения с ним; апробировать разные подходы в воспитании; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Практика показывает, что данное направление является для родителей самым привлекательным, востребованным и полезным.

Они с удовольствием принимают участие в музыкально-театрализованных праздниках, посещению открытых мероприятий, участвуют вместе с детьми в работе кружка «Теремок», где занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; пробуждению у детей любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, они приносят огромное количество позитивных эмоций и впечатлений.

Родители для детей самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними играть, изучать новое. Поэтому мы стараемся, чтобы совместные праздники проходили постоянно, а их содержание было ярким, полезным и увлекательным, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах эстетического воспитания, развития и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно-ответственными участниками образовательного процесса. К познавательному направлению относятся организованные для родителей в разнообразной форме мастер – классы, совместные специализированные занятия, объединяющие семьи воспитанников. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в данном виде деятельности позволяет познакомить родителей с современными технологиями в дошкольном образовании, которые направлены на эстетическое развитие и гармоничное становление личности ребенка: развитие способностей ребенка, приобщение к культуре дошкольников. Это знакомство с приемами и содержанием современных методик изобразительной, театрализованной деятельности, особенностями ознакомления детей с художественной литературой

Совместное участие в мероприятиях, театрализованных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. Театрализованная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый чувственный, эмоциональный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми.

В процессе ознакомления детей с театральным искусством родители участвуют в совместном посещении музеев, выставок, театров; в благоустройстве предметно-развивающей среды своей группы, музыкального зала, создании композиций, поделок из природного материала, кукольных пособий для свободной театрально-игровой деятельности детей в группе, совместных тематических работ по изобразительной деятельности.

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ

Наглядно-информационное направление включает в себя:

- оформление материалов в родительских уголках;

- папка - передвижка «Театральные ступеньки»;

- фотомонтажи и фотовыставки «Мы и театр», «Куклы творят чудеса», «Мы познаем мир», «Семейный театр»;

- копилка театральных кукол («Ложковый театр», «Платковый театр», «Театр теней», «Театр кружек»);

- выставка детских рисунков «Рисуем сказку», «Мой любимый сказочный герой».

Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Форма работы через родительские уголки является традиционной, но это нисколько не уменьшает ее значимости. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей в уголках и папках – передвижках я стараюсь помещать красочный и практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, информацию по вопросам театрализованной деятельности.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы так же являются интересными, востребованными.

Одним из моментов в системе работы с родителями является оценка труда каждой семьи, каждого родителя. Я думаю, что похвала и благодарность всегда укрепляет человека, дает ему возможность развиваться, творить, быть активным. Мы не забываем хвалить и благодарить своих родителей, делаем это при любом удобном случае. И видим, что родители платят нам тем же.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, создана атмосфера взаимоуважения.

Об этом говорят и результаты опроса родителей в конце учебного года, которые позволяют уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.

Таким образом, положительные результаты в развитии театрализованной деятельности детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания, но самое главное, что мы научились взаимодействовать в интересах ребенка!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития дошкольников с умственной отсталостью» Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния,.

Презентация «Мастер-класс для молодых педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у дошкольников» На базе МДОУ № 56 г. Ярославля был организован и проведен мною мастер-класс для молодых специалистов детского сада. Тема мастер-класса "Роль.

Методическая разработка «Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Методическая разработка Статья на тему "Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников" Родина, Отечество… В корнях.

Педагогический опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом. За время работы в детском саду ещё ни разу не слышала от детей.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью «Мозаика» I. Целевой раздел I.1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Мозаика» реализует духовно-нравственное направление в соответствии.

Развитие речемыслительной деятельности у детей с умственной отсталостью Развитие речи, овладение богатством родного языка рассматривается в контексте современных психолого-педагогических исследований, как основной.

Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаГолубятникова Т. Н. Театр-удивительный мир, поскольку буквально каждый человек,.

Роль театрализованной деятельности в развитии познавательных способности детей.Роль театрализованной деятельности в развитии познавательных способности детей. При знакомстве с новым спектаклем я стараюсь познакомить с текстом сказки. Затем мы рассматриваем иллюстрации книги. При этом у детей возникает.

Роль театрализованной деятельности в развитии ребенка «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенкаРоль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка Театр – это любимое зрелище для детей. Театр привлекает детей своей яркостью, красочностью. Исполняя роль в постановке у ребенка развивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованной деятельности в развитии нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 17:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Суродина Татьяна (УИ 1128816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД