Приложение МААМ

Роль взрослых в самодеятельных играх детей

Альфия Сафуанова
Роль взрослых в самодеятельных играх детей
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдая за малышами, нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть, не капризничает, может, пусть ненадолго, заняться интересным, полезным для себя делом. Он доверяет взрослому, любит с ним общаться, разговаривать. Такой ребенок очень любопытен, его интересуют все предметы, все дела, все разговоры взрослых, а еще, что очень важно, он необыкновенно активен: готов стирать, гладить, мыть посуду с мамой, заводить машину с папой. Когда взрослые ему этого не разрешают, малыш без капризов переходит к игре: «понарошку» стирает, гладит, водит машину.

Публикация «Роль взрослых в самодеятельных играх детей» размещена в разделах

Дети, которые умеют играть, эмоционально отзывчивы, жизнерадостны, словом они живут полной, по-настоящему счастливой жизнью. И наоборот, дети, которые не умеют играть, не любят играть, шагу не могут ступить без взрослых, требуют постоянного внимания и участия взрослого во всех занятиях, раздражаются, капризничают или становятся вялыми, равнодушными. Часто у них нарушен контакт со старшими, они затрудняются что-либо спросить у взрослых или о чем-либо поговорить с ними, не доверяют им, становятся замкнутыми.

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет. Ребенок получает в хорошей игре многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что думают, что переживают другие, вместе с ними дружно решать общие задачи. Доброе, внимательное отношение к окружающим, активность, творческая жилка остаются на всю жизнь. Ребята, которые умеют играть дома, спокойнее привыкают к детскому коллективу, уже с полутора лет умеют играть, не мешая сверстникам, а позднее охотно вступают в совместные с ними игры.

Некоторые родители, соглашаясь с тем, что игра-доступное и увлекательное занятие, высказывают мнение, что она менее серьезна и менее полезна для ребенка, чем, например, просмотр книг, детских телевизионных передач или участие в трудовых действиях. На самом деле развитие дошкольника зависит главным образом от того, как и во что он играет. Ведь в игре воспроизводится вся окружающая малыша действительность.

Хорошая, полезная игра сама по себе не приходит. Помочь ребенку овладеть этим необходимым ему видом деятельности должны старшие. Это могут быть не только взрослые, но и братья, сестры и другие дети. Приобщать ребят к игре следует с первых лет жизни. В каждом возрастном периоде свое понимание мира, свои возможности отражения его в игре.

Взрослые должны это учитывать, когда вмешиваются в игру ребенка. Прежде всего надо знать, что игра с раннего возраста формируется взрослыми как детская самостоятельная деятельность, как деятельность самого ребенка.

Ребенок, а не взрослый, в игре должен быть хозяином положения. Взрослые только вдумчиво, тактично, неназойливо руководят игрой. Нельзя диктовать ребенку, что ему делать, без конца поучать его. Хорошо, если взрослый поможет малышу советом, незаметно направит игру в нужное русло.

Занимаясь своим делом, старшие могут продлить игру ребенка, предложив ему дополнительную игрушку или поставив перед ним новую игровую задачу, которую малыш с удовольствием решит сам. Вот мальчик перевез все кубики и бесцельно возит машинку, а бабушка вскользь замечает: «Ой, как же ты едешь на машинке, ведь здесь же разлилась река». Мальчик быстро подхватывает идею — строит мост, дорогу, осторожно везет пассажиров.

Девочка остановилась с куклой, задумалась. «Что это у тебя дочка невеселая, не заболела ли?» — спрашивает мама. И вот началась новая игра, в которой не трудно узнать и ласковую заботливую маму, ухаживающую за больной, капризной дочкой, и строгого доктора.

Когда ребенок сам учится решать элементарные игровые задачи, по-своему выходить из затрудненного положения в игре, он обретает уверенность в своих силах.

Игра ребенка становится разнообразнее и самостоятельнее по мере познания им окружающих предметов, природы, отношений людей. Маленький ребенок может познать мир, лишь активно действуя. Поэтому очень важно привлекать малышей в доступной форме к участию в повседневных делах, которыми заняты взрослые. Большую ошибку допускают взрослые, когда отстраняют детей от любого настоящего, серьезного дела. Мама моет пол, полуторагодовалая дочь берет тряпочку и начинает ей помогать. Мама возмущается: дочка мешает, а главное- запачкается. Трехлетний мальчик зачарованно смотрит, как отец забивает гвоздь, пытается сам взять молоток, попробовать свои силы. Но ему сурово запрещают- опасно.

Так исповедь ребенок приучается быть безучастным посторонним наблюдателем. Постепенно он теряет интерес ко всему, что происходит дома, в жизни взрослых. Подлинного делового контакта между ребенком и взрослым не устанавливается.

Совсем иначе чувствуют себя дети в семье, где их активность поддерживается, где продуманно относятся к их посильному участию в жизни семьи.

На даче бабушка стирает внучке платье, а рядом в маленьком тазике внучка стирает платье своей куклы. Они оба увлечены, довольны, улыбаются, разговаривают об общем деле: не остыла ли вода, достаточно ли мыла, чисто ли выстирано платье и др.

Вот дедушка обращается к двухлетнему внуку с просьбой помощь отыскать очки. Они терпеливо вместе ищут. Мальчик находит очки первым. Дедушка искренне удивлен, смеется. Малыш радуется не меньше.

Эти дети чувствуют себя в семье спокойно и уютно. Активно действуя, они узнают многие свойства предметов, их жизненное назначение, упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольствие от полученных результатов, становятся более ловкими и умелыми. И все, с чем дети активно познакомились в жизни, они могут легко и свободно отображать в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными из книг, телепередач, разговоров, наблюдений.

На ранних этапах становления игры дети сами без взрослых не могут перенести жизненный опыт в игровой условный план. Надо показать малышам, как играть и во что играть. Это может быть простая, очень короткая инсценировка: как кукла гуляла с собачкой, как зайчик угощал петушка морковкой, день рождения мишки и т. д.

Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, какие игрушки имеются в распоряжении малышей. Каждая новая игрушка- большое событие в жизни ребенка.

Игрушка должна быть понятна ребенку. Детям раннего и младшего дошкольного возраста нужны игрушки, отображающие их повседневный быт, знакомые им по собственным наблюдениям. Только тогда ребенок сможет сам активно использовать все игрушки по назначению. Нельзя загромождать детскую комнату множеством игрушек, пусть даже очень красивых. Маленькому ребенку трудно что-либо выбрать, он ни на чем не может длительно сосредоточиться, берет первый попавшийся предмет и, не зная, как играть, бросает или перекладывает игрушку, а игры не получается.

Радость встречи с новой игрушкой- это только начало большой игры. Важно не только порадовать ребенка, но показать, как с ней играть, вызвать доброе, заботливое отношение к игрушке. Прежде чем купить куклу, нужно подготовить для нее кровать, сшить одеяло, для мишки или зайчика построить домик из кубиков. А юному шоферу порекомендовать, какой груз и куда он будет перевозить, и т. д.

Молодая мама подхватывает куклу, которую годовалый малыш пронес по всей квартире, держа за ноги вниз головой, и бросил около нее. Ласково обращаясь к кукле, мама говорит: «Танечка идет ножками. Топ-топ-топ, наша Танечка идет, Таня к Сашеньке идет».Подводит куклу к малышу. Он с нетерпением берет куклу за руку, ведет ее. Сам говорит: «Таня-топ». В другой раз мама танцует вместе с сыном и куклой под веселую песенку. Кукла становится любимой игрушкой. Малыш начинает относиться к ней бережнее, не бросает ее, не носит вниз головой. И все игры, которые ему показала мама, он вносит в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержанием, почерпнутым из жизни.

Хорошо, если взрослые, играя с ребенком, берут на себя какую-либо роль : шофера, продавца, покупателя. Это не только радует малыша, но и многому учит. У партнеров по игре ребенок учится играть воображаемыми предметами, использовать вместо необходимых вещей их заменители в виде палочек, листьев, шишек, желудей, ракушек и др. Вот кукла на прогулке захотела есть, а посуды нет. Выход найден: чурочка- кастрюля, листья тополя – тарелки, травка- макароны, тополиный пух- молоко. Обед получается на славу.

Папа едет с трехлетним сыном в вагоне метро. У мальчика один оловянный солдатик, с которым он вдохновенно играет, папа лишь изредка подает реплики, направляя игру ребенка. Солдатик катается с горки, преодолевает трамплин, идет по дорожке, отдыхает, его угощают булочками, мальчик пальчиком захватывает со своей рубашки крупный горошек- белые булочки и подносит их к игрушке.

С приобретением игрового опыта двухлетние дети с удовольствием играют вместе. Особенно ценна игра детей, разных по возрасту детей. Вряд ли кто лучше, чем старшие дети, понимают игру малышей. Без снисходительности и иронии старшие дошкольники включают малышей в свои игры, моментально оценивают их возможности. А малыши, в свою очередь, благодарные за доверие и равноправие, стараются не уронить достоинство и поражают даже родителей своей выдержкой, находчивостью и сообразительностью, проявленными в совместных играх со старшими детьми.

Чем меньше малышки, тем большая помощь в игре требуется со стороны взрослого. Чем старше становится ребенок, тем более тонким и вдумчивым должно быть вмешательство в его игру. Ребенок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым, а благодарность взрослому за его незаметный кропотливый труд- распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.

Публикации по теме:

«Шашечный турнир». Соревнование детей в играх с шашками«Шашечный турнир». Соревнование детей в играх с шашками Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим.

Достижения детей на «Малых олимпийских играх»Достижения детей на «Малых олимпийских играх» Вот уже какой год подряд воспитанники нашего детского сада участвуют в "Малых олимпийских играх". Мои воспитанники участвовали здесь впервые.

Формирование сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дидактических играх Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование известного познания и совершенствование.

Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы) Из опыта работы «Развитие мелком моторики рук у детей 6-ого года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх» Разработала музыкальный.

Консультация — практикум на тему: «Народная игрушка в играх детей» Цель- познакомить родителей с некоторой литературой, которая поможет совместно с детьми изготовить забавные игрушки - самоделки. Изготовить.

Развитие цветового восприятия у детей третьего года жизни в дидактических играх. Дидактические игры были направлены на освоение практических действий, формирование представлений об эталонах цвета и умственных действий.

Развитие детей в сюжетно-ролевых играх Развитие детей дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре. Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы.

Родительское собрание «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях» Введение Здравствуйте, Уважаемые родители! Я хочу обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос. Подростковое самоубийство. Вопрос, о.

Конспект ООД по ФЭМП «Математика везде, даже в играх по ПДД» для детей подготовительной группы компенсирующей направленностиКонспект ООД по ФЭМП «Математика везде, даже в играх по ПДД» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических познаний На тему:"Математика везде, даже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль взрослых в самодеятельных играх детей
Опубликовано: 1 сентября 2016 в 16:51
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль взрослых в самодеятельных играх детей» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Сафуанова (УИ 174687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД