Папки-передвижки

Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Марина Безрукова
Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности.

Публикация «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО направлена на создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала в общем, а в частности развитие мелкой моторики рук - является продуктивная художественно – творческая деятельность.

Современные психологи и физиологи констатируют, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, вязать, вышивать. В настоящее время любой домашний труд автоматизирован, что соответственно отдаляет ребенка от многих ручных операций. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

На современном этапе большое педагогическое значение для развития детей дошкольного возраста имеет занятия ручным трудом.

На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Ручной художественный труд – это деятельность, которая помогает изготавливать реальные предметы, в дальнейшем используемые в играх, развлечениях, быту.

Ручной труд является обязательным как считают ученые Кольцова М. М, Пинский Б. И, Антакова-Фомина Л. В компонентом в развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию.

Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Сухомлинский в книге о воспитании писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка".

Исследовательскую работу проводила с детьми старшей группы на протяжении года. Нами были определены цель и задачи педагогической работы.

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд.

Задачи:

• Способствовать развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• Содействовать развитию умения детей мастерить из различных видов материала (пластилина, салфеток, бросового материала, различных круп, пуговиц);

• Способствовать развитию воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Работу по реализации поставленной цели и задач проводила в несколько этапов: констатирующий, формирующий, контрольный этап.

Констатирующий этап работы.

Свою работу начала с изучения уровня развития мелкой моторики руки детей. Диагностические задания разработаны в соответствии исследованиями Н. Озерецкого. Диагностика проводилась с помощью методики «Колобок» и «Солнышко» по следующим критериям:

1. Скорость выполнения работы;

2. Целенаправленное направление руки;

3. Координация движения руки.

Детям предлагалось практическое задание: картинки силуэты «Колобок» и «Солнышко», чаша с горохом и предлагалось выложить горохом колобка. Необходимо было быть внимательным накладывать аккуратно, переворачивать шляпкой вниз.

Результаты диагностики показали следующее:

20% - дети справились самостоятельно, сделали все аккуратно;

50% - дети справились с помощь воспитателя, многие дети не понимали задание и не проявляли большого интереса;

30% - дети не справились с заданием.

Проанализировав работы детей, мы сделали вывод, что дети проявляют незначительный интерес к ручному труду, слабо владеют координацией рук.

На втором этапе был обновлён и расширен центр художественного творчества, т. к предметно –пространственная среда имеет немаловажное значение в художественно-эстетическом воспитании. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Материал располагается в пластмассовых шкатулках. Каждому виду материала отводится определённое место. Отдельные коробки расставляются так, чтобы было удобно ими пользоваться. Также имеются альбомы с видами тканей, разной фактуры бумаги, схем и образцов поделок. Находится в центре художестве творчества «чудо-ящик» с разнообразными безопасными предметами (коробочки, куски обоев, и т. д.)

В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективно – тематическое планирование.

Образовательная деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1 блок Совместная деятельность взрослого и детей

- НОД,

- Совместная деятельность в ходе режимных моментов

2. Блок – самостоятельная деятельность детей

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми.

Формы работы с детьми:

-НОД,

-Создание игровых ситуаций

-Создание проблемных ситуаций

-Дидактические игры

С целью поддержания интереса детей проводим различные мероприятия:

-Выставки «Осенние фантазии», «Новый год у ворот», «Весенний вернисаж»;

-Изготовление подарков к различным праздникам.

Приобщение к ручному труду мы начали в начале учебного года. В сентябре месяце заготавливали различные материалы необходимые для занятий (листья, бросовый материал, различные по структуре ткани, крупы и т. д).На самом первом этапе мы проводили занятия-беседы «О свойствах бумаги», «Ознакомление со свойствами ткани» эти беседы детям очень понравились. Детям было очень много узнать о свойствах бумаги, а главное различают несколько видов (гофрированная, цветная, папирусная, газетная и т. д) из бумаги делали различные поделки.

Вводили пальчиковые игры, массаж пальцев и кистей рук, игры с тестом, глиной которая привела детей в восторг когда был процесс замешивания глины с водой, хотя многие дети перепачкались но результатом остались довольны. В работе стали использовать различные виды круп от которых дети получали не наименьшую радость. Например дети рисовали дорожку и необходимо было выложить дорожку фасолью, это требовало концентрации внимания, ловкости рук, а самое главное, это игры способствовали развитию мелкой моторики.

Спустя некоторое время ввели пластилинографию. Мы разминали небольшие кусочки пластилина в руке, потом от центра размазывали пластилин по картону самой первой работой был кленовый лист; размазывали водоросли по картону. После пластилинографии мы использовали различные крупы. Например, нарисовали пластилином ягодку, а вместо точек поставили горох было удивительно красиво.

Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду с природным материалом тесно связана с лепкой.

В процессе работы с детьми использовали следующие методы обучения (классификация В. И. Ядэшко) :

1. Игровые методы.

Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и развивает фантазию и воображение.

2. Наглядные:

• рассматривание образцов, схем;

• демонстрация иллюстраций по теме занятия;

• наблюдение.

3. Словесные:

• художественной литературы;

• беседы;

• объяснение и обсуждение хода работы;

• подбор стихотворений по различным темам.

4. Практические:

• индивидуальная работа детей;

• совместная деятельность взрослого и детей;

• опора на личный опыт детей.

С детьми мы провели несколько краткосрочных творческих проектов: «Город зимой», «Красавица осень», «Госпожа Метелица», «Поздравляем маму». Обучение детей коллективному труду – одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого я предлагала детям вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.

Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями. Родители были вовлечены в образовательную деятельность через совместные творческие дела, такие как:

• Разработка методических рекомендаций в помощь родителям (памяток «Как развивать детскую моторику»«Роль ручного труда в приобретении уверенности в себе», «Организация ручного труда в семье»);

• Мастер-класс «Мастерим подарок своими руками»;

• Совместные экскурсии;

• Организация и проведение совместных детско-родительских выставок семейного творчества.

• Создании и обновлении развивающей среды в группе (изготовление пособий для игр).

После формирующего этапа мы обратились к контрольному этапу. Его цель: сравнить результаты, полученные на констатирующем этапе с конечным.

Результаты диагностики показали следующее:

71% - дети справились самостоятельно, сделали все аккуратно, скорость выполнения работы высокая, направление действия рук координированы и целенаправленное.

29% - дети справились с помощь воспитателя, направления действия рук целенаправленное, качество работы среднее.

Также проанализировав работы детей, мы сделали вывод, что интерес к ручному труду вырос, дети увереннее владеют координацией рук.

Публикации по теме:

Развитие конструктивных и Творческих способностей средствами художественного конструирования в технике «Оригами» Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного.

Скрапбукинг — средство познавательно-речевой деятельности воспитанников Скрапбукинг – средство познавательно – речевой деятельности воспитанников. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2015 в 16:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД