Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Марина Безрукова
Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности.

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО направлена на создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала в общем, а в частности развитие мелкой моторики рук - является продуктивная художественно – творческая деятельность.

Современные психологи и физиологи констатируют, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, вязать, вышивать. В настоящее время любой домашний труд автоматизирован, что соответственно отдаляет ребенка от многих ручных операций. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

На современном этапе большое педагогическое значение для развития детей дошкольного возраста имеет занятия ручным трудом.

На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Ручной художественный труд – это деятельность, которая помогает изготавливать реальные предметы, в дальнейшем используемые в играх, развлечениях, быту.

Ручной труд является обязательным как считают ученые Кольцова М. М, Пинский Б. И, Антакова-Фомина Л. В компонентом в развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию.

Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Сухомлинский в книге о воспитании писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка".

Исследовательскую работу проводила с детьми старшей группы на протяжении года. Нами были определены цель и задачи педагогической работы.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд.

Задачи:

• Способствовать развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• Содействовать развитию умения детей мастерить из различных видов материала (пластилина, салфеток, бросового материала, различных круп, пуговиц);

• Способствовать развитию воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Работу по реализации поставленной цели и задач проводила в несколько этапов: констатирующий, формирующий, контрольный этап.

Констатирующий этап работы.

Свою работу начала с изучения уровня развития мелкой моторики руки детей. Диагностические задания разработаны в соответствии исследованиями Н. Озерецкого. Диагностика проводилась с помощью методики «Колобок» и «Солнышко» по следующим критериям:

1. Скорость выполнения работы;

2. Целенаправленное направление руки;

3. Координация движения руки.

Детям предлагалось практическое задание: картинки силуэты «Колобок» и «Солнышко», чаша с горохом и предлагалось выложить горохом колобка. Необходимо было быть внимательным накладывать аккуратно, переворачивать шляпкой вниз.

Результаты диагностики показали следующее:

20% - дети справились самостоятельно, сделали все аккуратно;

50% - дети справились с помощь воспитателя, многие дети не понимали задание и не проявляли большого интереса;

30% - дети не справились с заданием.

Проанализировав работы детей, мы сделали вывод, что дети проявляют незначительный интерес к ручному труду, слабо владеют координацией рук.

На втором этапе был обновлён и расширен центр художественного творчества, т. к предметно –пространственная среда имеет немаловажное значение в художественно-эстетическом воспитании. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Материал располагается в пластмассовых шкатулках. Каждому виду материала отводится определённое место. Отдельные коробки расставляются так, чтобы было удобно ими пользоваться. Также имеются альбомы с видами тканей, разной фактуры бумаги, схем и образцов поделок. Находится в центре художестве творчества «чудо-ящик» с разнообразными безопасными предметами (коробочки, куски обоев, и т. д.)

В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективно – тематическое планирование.

Образовательная деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1 блок Совместная деятельность взрослого и детей

- НОД,

- Совместная деятельность в ходе режимных моментов

2. Блок – самостоятельная деятельность детей

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми.

Формы работы с детьми:

-НОД,

-Создание игровых ситуаций

-Создание проблемных ситуаций

-Дидактические игры

С целью поддержания интереса детей проводим различные мероприятия:

-Выставки «Осенние фантазии», «Новый год у ворот», «Весенний вернисаж»;

-Изготовление подарков к различным праздникам.

Приобщение к ручному труду мы начали в начале учебного года. В сентябре месяце заготавливали различные материалы необходимые для занятий (листья, бросовый материал, различные по структуре ткани, крупы и т. д).На самом первом этапе мы проводили занятия-беседы «О свойствах бумаги», «Ознакомление со свойствами ткани» эти беседы детям очень понравились. Детям было очень много узнать о свойствах бумаги, а главное различают несколько видов (гофрированная, цветная, папирусная, газетная и т. д) из бумаги делали различные поделки.

Вводили пальчиковые игры, массаж пальцев и кистей рук, игры с тестом, глиной которая привела детей в восторг когда был процесс замешивания глины с водой, хотя многие дети перепачкались но результатом остались довольны. В работе стали использовать различные виды круп от которых дети получали не наименьшую радость. Например дети рисовали дорожку и необходимо было выложить дорожку фасолью, это требовало концентрации внимания, ловкости рук, а самое главное, это игры способствовали развитию мелкой моторики.

Спустя некоторое время ввели пластилинографию. Мы разминали небольшие кусочки пластилина в руке, потом от центра размазывали пластилин по картону самой первой работой был кленовый лист; размазывали водоросли по картону. После пластилинографии мы использовали различные крупы. Например, нарисовали пластилином ягодку, а вместо точек поставили горох было удивительно красиво.

Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду с природным материалом тесно связана с лепкой.

В процессе работы с детьми использовали следующие методы обучения (классификация В. И. Ядэшко):

1. Игровые методы.

Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и развивает фантазию и воображение.

2. Наглядные:

• рассматривание образцов, схем;

• демонстрация иллюстраций по теме занятия;

• наблюдение.

3. Словесные:

• художественной литературы;

• беседы;

• объяснение и обсуждение хода работы;

• подбор стихотворений по различным темам.

4. Практические:

• индивидуальная работа детей;

• совместная деятельность взрослого и детей;

• опора на личный опыт детей.

С детьми мы провели несколько краткосрочных творческих проектов: «Город зимой», «Красавица осень», «Госпожа Метелица», «Поздравляем маму». Обучение детей коллективному труду – одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого я предлагала детям вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.

Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями. Родители были вовлечены в образовательную деятельность через совместные творческие дела, такие как:

• Разработка методических рекомендаций в помощь родителям (памяток «Как развивать детскую моторику»«Роль ручного труда в приобретении уверенности в себе», «Организация ручного труда в семье»);

• Мастер-класс «Мастерим подарок своими руками»;

• Совместные экскурсии;

• Организация и проведение совместных детско-родительских выставок семейного творчества.

• Создании и обновлении развивающей среды в группе (изготовление пособий для игр).

После формирующего этапа мы обратились к контрольному этапу. Его цель: сравнить результаты, полученные на констатирующем этапе с конечным.

Результаты диагностики показали следующее:

71% - дети справились самостоятельно, сделали все аккуратно, скорость выполнения работы высокая, направление действия рук координированы и целенаправленное.

29% - дети справились с помощь воспитателя, направления действия рук целенаправленное, качество работы среднее.

Также проанализировав работы детей, мы сделали вывод, что интерес к ручному труду вырос, дети увереннее владеют координацией рук.

Публикации по теме:

Развитие конструктивных и Творческих способностей средствами художественного конструирования в технике «Оригами» Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного.

Скрапбукинг — средство познавательно-речевой деятельности воспитанников Скрапбукинг – средство познавательно – речевой деятельности воспитанников. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
Автор публикации:
Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2015 в 16:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 августа. День российского кино

Все мы хорошо знаем и любим фильмы Леонида Гайдая, Владимира Меньшова, Эльдара Рязанова, Сергея Бондарчука, Георгия Данелия... (список великих мастеров отечественного кино можно продолжать и далее). Их...

27 августа. Выставка ежиков на МААМ

Симпатичного ежика запросто можно встретить в лесу, но чаще всего он появляется на страницах сказок или в мультфильмах. Детишкам нравится этот добродушный герой. Хотя обладатель колючей шубки на самом...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми ЗПР: «Чтение рассказа А....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной...
Фотоотчёт ко Дню сбора и заготовки грибов на МAAM
В этот день, говорит в своей обзорной статье на МААМ Желонкин С. : «26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает...
С благодарностью сайту МAAM
Вот уже второй год, как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Портал МААМ – не просто сайт, где можно найти для себя много полезной, познавательной информации...