Виктория Искра
Ручной труд. Тема: «Дымковские барышни». Подготовительная к школе группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для ознакомления с дымковской игрушкой.
Задачи:
1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки.
2. Познакомить учащихся с дымковской росписью (элементы росписи, цветовая гамма).
3. Научить лепить дымковскую барышню из пластилина.
4. Развивать художественный вкус, внимание, память.
Публикация «Ручной труд, Тема: „Дымковские барышни“, Подготовительная к школе группа» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
5. Воспитывать интерес и уважение к народным промыслам.
Предварительная работа: изготовление образца дымковской барышни из пластилина.
Оборудование: дымковские игрушки, плакат «Дымковские барышни», плакат «Основные цвета и узоры» салфетки, карточки с технологическими таблицами.
Материалы: пластилин,стека.
Ход занятия.
1. Организация группы.
2. Ознакомление с новым материалом.
В: - Здравствуйте, ребята. Начинаем наше занятие. Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с народными традициями.
К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.
Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
На протяжении занятия мы будем продолжать знакомиться с одним из народных промыслов.
Загадки.
1. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь) .
- Назовите, пожалуйста, материал, из которого они изготовлены?
- Правильно – это глиняные игрушки. Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек очень просты, выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
Тема нашего занятия : «Дымковские игрушки»
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
- Какая часть костюма одноцветная? (головной убор, жакет)
- Какая одежда с орнаментом? (юбка)
- Какие узоры используют народные мастера? (круги, овалы, клетки, полоски, линии)
- А знаете ли вы, что каждый из этих узоров имеет свое значение?
Кольцо – символ солнца, каравая хлеба,
точки – звезды,
волнистая линия – символ воды,
прямая линия – дорога
- Посмотрите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга
- в ряд;
- в шахматном порядке;
- в клетке между линиями.
- Обратите внимание на точки:
- между кольцами;
- на кольцах;
- по краю колец (образцы на доске)
- При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
- Какие цвета используют для росписи игрушек? (образцы на доске)
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный).
В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
- Внимательно посмотрите на наряды барышень. У дымковских мастеров в юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета. Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту.
- А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.
Практическая работа детей.
Выставка работ. Оценивание.
-О чем мы сегодня говорили?
-Что на занятии мы с вами делали?