Папки-передвижки

Консультация «Рука развивает мозг»

Рублёва Екатерина Васильевна
Консультация «Рука развивает мозг»

РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ

Исцеляющие руки

«Ручная терапия» включает трудотерапию. Для детей любой приносящей удовольствие труд является и оздоравливающим, и развивающим, и профилактическим средством. Наиболее показаны и распространены такие «терапевтические работы», как вязание, вышивание, плетение, лепки из глины, раскрашивание ткани, рисование, работа с тестом, занятия с песком, водой, землей, ухаживание за растениями, животными и т. д.

Публикация «Консультация „Рука развивает мозг“» размещена в разделах

По систематическим данным, показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего, надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И в том числе оздоравливающие, корректирующие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры упражнения.

Игры и занятия детей могут выполнять несколько функций:

Развлекательную – создавать благоприятную атмосферу;

• Релаксационную – снимать напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

• Коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

• Воспитательную – формировать моральные и нравственные качества;

• Обучающую – давать новые знания, умения, или закреплять их;

Развивающую – развивать внимание, память, мышление, т. е. важнейшие психические процессы;

• Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребенка;

• Профилактическ5ую – предупреждать появление психосомотических заболеваний;

• Лечебную – способствовать выздоровлению.

Задача взрослого – использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.

Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии» (концепция такой терапии использовалась М Монтессори, основателем аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и другими учеными).

Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию.

Как проводится «терапия» песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в это песок»; «Я чувствую крупинки, они показывают мои ладони. Мне приятно».

Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук : пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играю на «пианино».

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», перевозить, лепить из него (угощение) и т. д.

С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку, в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

«Песочная терапия» - это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков, и т. п., они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целы города, населяют их жителями (игрушками – фигурками, людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больше интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом «песочная терапия» позволяет:

• Стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно – кинестетической чувствительности;

Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;

• Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• Разнообразить способы сотрудничества.

Не менее эффективно «терапия глиной».

Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными.

Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее строили жилище – глинобитные дома, делали кирпичи, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.

Все то полезное, что дают игры с песком можно с уверенность. Отнести и к играми с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знание и опыт – основу мышления.

В работе с дошкольниками мы использовали такое наследие предков, как «глинопись». Сначала дети делали на куске сырой глины отпечатки ладоней и ступней свое имя (сами или с помощью взрослого). Узнав про «глиняные» книги, стали палочками выдавливать буквы.

Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части, лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).

Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых фартуков для детей, дополнительных работ по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть скульптором окупает все затраты.

Рука ребенка, соприкасающаяся с водой, также развивает и гармонизирует работу мозга. В педагогике известно более сони упражнений: от массажа рук в воде до опытов, связанных с различными агрегатными состояниями воды: жидкостью, паром, льдом.

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев.

Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монессори.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцах и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.

Известный японский ученый Йосиро Цуцуми в течении 30 лет изучал древние манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранение здоровья пальцевыми упражнениями».

Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с 2-х летнего возраста детей обучают приемами самомассажа кистей рук и пальцев.

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глинными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

3. Массаж грецкими орехами. Предлагается:

• Катать два ореха между ладонями;

• прокатывать один орех между пальцами;

• удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

• удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаши между одним и двумя – тремя пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок (в прямом и обратном порядке)

На ступне так же, как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психологическое состояние человека.

Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью веселых упражнений.

«Слепки ступней» - их делаю на песке или на глине. Для этого в группе нужно иметь поддон с соответствующим материалом.

«Угадай чей след». Хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами. Окрашенными в слабом растворе зеленки. Можно сочинить и детективную историю «Куда ведут следы».

«Собери листья». Игроки сидят на стульях. На полу разложены листья (из бумаги, ткани, или тонкого пенопласта). Их надо собирать пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберет больше листьев.

«Напиши имя». Ребенок зажимает между большим и вторым пальцем ног карандаш и пытается «оставить автограф».

«Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник.». Тем же зажатым в пальцах ног карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу.

Для младших дошкольников подбираются более легкие упражнения: «Аплодисменты» ступнями, «разведи пальцы ног», «пятка о пятку», «ноги здороваются».

Медики и педагоги едины в своем мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.

Публикации по теме:

Консультация «Как аппликация развивает ребенка»Консультация «Как аппликация развивает ребенка» Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать.

Консультация для родителей «Игры с мячом — лучший способ подарить радость ребенку и развить его мозг!» Есть такое выражение – «ум на кончиках пальцев». Специалисты давно заметили связь тонких высококоординированных движений руками (особенно.

Логопедический проект «Рука об руку» Слайд 1 Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС ДО. Изменение государственной политики в области образования.

Мастер-класс по изготовлению креативной кормушки для пичужки «Рука — кормилица»Мастер-класс по изготовлению креативной кормушки для пичужки «Рука — кормилица» Птицам, обитающим в дикой природе, необходима защита и забота. Особенно сложно им приходится в зимнее время. Именно, поэтому неравнодушные.

Пальчиковый театр — развивает. Кружковая работаПальчиковый театр — развивает. Кружковая работа Пальчиковый театр – развивает. Кружковая работа. Развитие мелкой моторики у детей очень важно, особенно в раннем возрасте. В своей работе.

Родительское собрание по экологическому воспитанию дошкольников «Рука дружбы природе» Родительское собрание в старшей группе по экологическому воспитанию дошкольников Тема: «Рука дружбы природе» Время проведения: апрель Участники:.

Рука развивает мозг. Как способствовать умственному развитию Рука развивает мозг. Как способствовать умственному развитию. «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего.

Консультация для родителей «Совместная деятельность сближает и развивает»Консультация для родителей «Совместная деятельность сближает и развивает» Современные родители часто считают, что воспитанием, обучением и развитием детей должны заниматься только общеобразовательные учреждения.

Занятие «Кукла-живая рука» для подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №406 комбинированного вида «Алёнка» ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Консультация для родителей «Здоровье детей в наших рука. Давайте вместе растить здоровую нацию» Здоровье Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать — в еде и напитках И в упражненьях для тела,.

Автор публикации:
Консультация «Рука развивает мозг»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 12:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД