МААМ-картинки

Проект «Русские народные потешки» для детей 2–3 лет

Байбикова Альфия Сабиржановна
Проект «Русские народные потешки» для детей 2–3 лет

Паспорт проекта «Русские народные потешки»

Вид проекта : познавательный, игровой, краткосрочный.

Участники: воспитатель, дети.

Возраст детей :2-3года.

Место проведения проекта : группа детского сада.

Образовательные области: Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Публикация «Проект „Русские народные потешки“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах

Ребёнок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение.

Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые — радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём.

Цель:

Создать благоприятные условия развития познавательных и творческих способностей, для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихов).

Применить культурные практики для развития инициативности в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности. Создать условия для самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта :

Приобщать детей к истокам русской народной культуры через малые формы фольклора;

Обеспечивать положительный эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым, между детьми;

Учить детей с интересом слушать знакомые им фольклорные произведения, эмоционально реагировать, выполнять соответствующие текстам действия;

Продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами. Формировать речевую активность детей раннего возраста посредством произведений фольклора (игровых песенок, потешек, сказок и т. д.);

Широко использовать произведения устного народного творчества в различных формах организации непосредственно образовательной деятельности (игры-забавы, пальчиковые игры, логоритмические игры, русские народные игры, театр, пляски и т. д.)

Актуальность проекта :

Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные традиции знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые, должны познакомить детей с историй нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Знакомство с потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру. Потешки помогают ребёнку «открыть» себя, делают его как бы соучастником действия.

Фольклорные произведения, рассчитанные на обращение к ребёнку по имени, утверждают его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребёнок для взрослого - высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира.

- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

Предварительная работа:

Подборка книжек – игрушек с иллюстрациями к потешкам, иллюстрации картинок к потешкам, дидактические игрушки, словесные игры «Кто в домике живет». Подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков, на все случаи жизни; подборка музыкальных игр – потешек для детей раннего возраста;

Познавательное развитие:

Рассматривание народных игрушек : матрешка, игрушки-забавы, волчок. Рассматривание иллюстраций к известным детям русским народным потешкам и песенкам.

Физическое развитие: Игры «У медведя во бору», «Лиска-лиса», «Кошки-мышки»,

Художественно – эстетическое развитие: Игры со свистульками, деревянными ложками, дудочками, погремушками. Русские народные песенки : «Ай-ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Бай,качи, качи, качи», «Как у наших у ворот», «Жили у бабуси», «Кошкин дом!»,»Петушок золотой гребешок!»

Речевое развитие: Чтение и проговаривание с детьми русских народных потешек и песенок. Обыгрывание потешек с помощью различных театров.

Социально-коммуникативное развитие: Обучение сопереживать с помощью русских народных потешек. Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к русскому народному фольклору.

Методы:

- конспекты игр- занятий:»Водичка-водичка….,»Пошел котик на торжок»,» Наша Маша маленька…»стихотворение С. Капутикян «Маша обедает»

Пальчиковые игры: «Сорока – ворона», «Идет коза рогатая», «Рано рано поутру», «Ладушки – ладушки», «Совушка – сова»

Подвижные игры: «Игры «У медведя во бору», «Лиска-лиса», «Кошки-мышки»,

Рассматривание иллюстрации знакомым детям русским народным потешкам.

- картотека игр- потешек

Обобщение результатов работы.

В работе над проектом использовались различные методы и приемы по знакомству и использованию русских народных потешек.

Организуя, игры и совместную деятельность мы ставили перед собой различные задачи. Все задачи были успешно решены.

Конспект НОД по Познавательному развитию

«Водичка водичка…»

Тема: Повторение потешки «Водичка, водичка…» Опыты с предметами (тонут, не тонут, плавают).

Цели : Закрепить понятие у детей «тонет – не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей.

Задачи:

1. Обучающие. Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, железа; Формировать интерес к прослушиванию знакомой потешки, помогать воспитателю читать её; вызвать удовольствие и радость от совместного чтения. 2. Развивающие : Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

3. Воспитывающие : воспитывать интерес к эксперементированию. Словарная работа: плавает, утонула, резиновый мячик, камень, пластмассовая машинка.

Материалы и оборудование: таз с водой, резиновый мячик, камень, пластмассовая машинка, кукла Катя.

Организационный момент.

Воспитатель:Доброе утро, ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя.

Давайте все вместе поздороваемся с ней.

— Здравствуй Катя!

— Катя поделилась со мной своими знаниями, которые она получила в своем кукольном детском саду. Она говорит, что знает, как поет водичка, а вы знаете?

2. Основная часть.

-Давайте послушаем (предлагает детям спеть песенку водички) «С-С-С-С-С» — полилась водичка.

— Кукла Катя послушала, как поет водичка, и попросила меня рассказать вам вот такую песенку: Водичка, водичка!

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дети повторяют слова потешки, воспитатель умывает куклу.

— Ребята, Катя умылась, развеселилась, стала играть в мяч.

-Посмотрите, как играет Катя с мячом, как ей весело. (Мяч подпрыгивает и падает в таз с водой.)

— Ой! – испугалась Катя. – Утонет мяч.

Воспитатель читает стихотворение:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

— Катя, не переживай, твой мячик тоже не утонет. (Дети и воспитатель подходят к тазу с водой и смотрят).

-Ребята посмотрите, утонул мяч или плавает?

-Дети: плавает.

-А теперь возьмём камешек, и опускает её в таз с водой – он тонет. Мяч не «утонул» потому что он резиновый.

-Ребята, скажите мяч резиновый, он не тонет.

камешек, тяжелый – он утонул.

Воспитатель: (обращается к кукле) :

-Катя, ты поняла, почему твой мячик не утонул в тазу?

Кукла: — Да, он резиновый.

А теперь вмести, с куклой Катей поиграем, в игру «Мой весёлый звонкий мяч».

3. Заключительный

-Ребята, наше занятие подошло к концу. Кукле Кате пора возвращаться в «свой» детский сад. Она обязательно придет к нам в гости.

Конспект по развитию речи в первой младшей группе

«Пошел котик на торжок…»

Тема: Чтение потешки «Пошел котик на торжок…»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: ребенок вслушивается в рифмованную речь воспитателя, высказывается, знает народную потешку «Пошел котик на торжок…», радуется яркой игровой ситуации.

Задачи:

развивающие: развивать речь ребенка, навыки фразовой и связной речи;

обучающие: учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, формировать умение отвечать на вопросы; познакомить с народной потешкой «Пошел котик на торжок…»;

воспитательные: воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.

Материал и оборудование: игрушки кот, муляжи продуктов (помидор,сыр, колбаса, яйцо, апельсин) подарки детям.

Ход занятия

Звучит запись мяуканья кота.

- Ребята, чей голос вы слышите? (Ответы детей) Правильно. Это голос кота. Где котик? Вот котик (показ кота-игрушки) Его зовут Мурзик. Как зовут кота? (ответы детей)

Покажите, где у Мурзика ушки?хвостик?носик? Что котик больше всего любит пить? (молоко)

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко».

- У Мурзика – корзинка, посмотрим, что в ней?

Игровое упражнение: «Назови предмет» (проговариваем с детьми все предметы, находящиеся в корзинке, обобщаем словом «Продукты»).

Далее проводится музыкальная физминутка: «Зверята»

Воспитатель убирает игрушки и обращается к котику. Малыши рассматривают котика, а педагогчитает потешку «Пошел котик на торжок…» и называет присутствующего на занятии ребенка.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Боренька (Ариночка, Сашенька, Димочка) «принимает» подарок, благодарит кота. Педагог читает потешку еще 3-4 раза, адресуя ее всем детям или кому-то персонально.

Беседа по содержанию потешки :

-Куда пошел котик?

-Что купил?

- «Булочку» где купил?

-С кем поделился?

В заключение занятия воспитатель предлагает малышам сказать котику что-нибудь хорошее, попрощаться.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.

Тема:» Наша Маша маленька…»стихотворение С. Капутикян «Маша обедает»

Цель: помочь детям понять содержание потешки, обратить внимания на слова маленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку не однократно, познакомить со стихотворением С. Капутикян, учить договаривать звукоподражательные слова и не большие фразы, встречающиеся в стихотворении.

Материал: Кукла маша

Методика проведения.

-Ребята «слышите» кто то к нам стучится в дверь, давай те посмотрим кто же в гости к нам пришел?

-Да это же наша кукла Маша (воспитатель показывает детям куклу в зимнем пальто алого цвета, отделанном мехом)- Ребята а давайте посмотрим во что наша куколка одета (дети повторяют хором и индивидуально слова шубка аленькая, опушка бобровая).

-Ребята, давай те посмотрим на нашу Машу посмотрите, где у нее глазки, носик, щечки, и бровки (дети подтверждают что Маша чернобровая, воспитатель поясняет слово чернобровая).

-Давай те еще раз вместе с вами послушаем потешку, про нашу Машу, я буду читать а вы вместе со мной говорить слова (воспитатель два раза читает потешку) – Ребята посмотри те кА нашей Маше стало жарко, она хочет снять шубку, кто ей поможет? Ирочка хочет помочь, молодец Ирочка, а что же у Маши по шубкой? (вопросы к детям, что дето? какого цвета) –А шубку Маша даст поносить Настеньке, теперь давай те послушаем потешку, не про Машу а про Настю, а после Насти кто хочет примерить шубку (затем ребенок передает шубку следующей девочке по своему выбору). Такая игра доставляет малышам радость, усиливает желание слушать потешку многократно.

Динамическая пауза:

Петушок стоит на ножки

И клюет в саду горошки (дети стоят на одной ноги и руками изображают как клюет петушок)

Ой устала ножка похожу немножко (ходьба на месте)

-Ребята наша Маша не только красивая и нарядная, она еще и очень добрая, сама села обедать и про свои игрушки не забыла, и собачку, и киску, и курочку накормила.

- давай те с вами послушаем стихотворение о том как наша Машенька обедает. Посадим ее за столик, а вместе с ней и ее друзей (дети перечисляют животных которые были в стихотворении) педагог повторяет последние 8 строк, дети договаривают слова.

Никому отказа нет,

Подан каждому обед

Собачке- в миске

В блюдечке- киске

Курочке- несушке

Пшена в черепушке

А Машеньке в тарелке

В глубокой, а не мелкой

- Ребята давай те каждому поставим свою тарелочку, Собачке поставим миску, блюдечко киске, Платоша а курочке что поставим? Правильно черепушку! Ну а Машеньке тарелочку, всех друзей мы накормили, некого не обделили. Какие мы с вами молодцы, и Маша нам улыбается, и друзья Маши хотят остаться с нами в группе.

Публикации по теме:

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Проект «Русские народные сказки» в младшей группе Проект «Русские народные сказки" в младшей группе Вид проекта: групповой, информационно – творческий, познавательно-исследовательский Возраст.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русские народные потешки» для детей 2–3 лет
Опубликовано: 29 января 2024 в 19:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД