МААМ-картинки

Русские посиделки «Вьется, вьется хоровод». Познавательно-коммуникативная образовательная деятельность в старшей группе

Анна Косенко
Русские посиделки «Вьется, вьется хоровод». Познавательно-коммуникативная образовательная деятельность в старшей группе

Задачи:

— прививать любовь к русскому народному фольклору;

— знакомить с докучными сказками;

— упражнять в осознанном использовании средств выразительности речи;

— пробуждать интерес к истокам русской культуры.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, чтение и рассказывание сказок и потешек, пословиц, слушание и пение колыбельных; изготовление птичек из бумаги.

Оборудование: лавки, домик, заборчик, колодец, будка, люлька, народные костюмы, короб с товарами (муляжи сельди, пирожков, кедровые орехи в туеске).

В музыкальный зал входят два скомороха.

1- скоморох

Публикация «Русские посиделки „Вьется, вьется хоровод“, Познавательно-коммуникативная образовательная деятельность в старшей группе» размещена в разделах

Ото всех дверей, ото всех ворот Приходи скорей, торопись народ!

2- скоморох

Вас много интересного ждет. Много песен, много шуток веселых прибауток! После слов скоморохов в зал входят дети, одетые в русские. костюмы, и воспитатель, приветствуют гостей.

Воспитатель. Дорогие гости, мы рады приветствовать вас.

Нынче посиделки в саду у нас.

Что умеем, то покажем,

А что знаем, про то расскажем.

Дети. Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель приглашает детей занять места на лавке в горнице.

Воспитатель

Ребятишки, сядем рядком

Да поговорим ладком.

А говорить сегодня мы будем о народном творчестве — фольклоре. Много веселых потешек, песенок, сказок, мудрых пословиц сочинил русский народ. Простые люди тогда не умели ни писать, ни читать. Но их сказки, колыбельные, пословицы и поговорки не пропали. Они бережно и с любовью передавались из поколения в поколение, от родителей к детям. Какие-то из них вы уже слышали, какие- то знаете. Вот сегодня мы с вами вспомним то, что знаем, познакомимся с новыми, попоем, поиграем и попляшем.

Себе для веселья,

Гостям на радость!

Звучит колыбельная песенка, дети внимательно слушают.

Дети, что сейчас прозвучало?

Дети. Колыбельная песенка.

Воспитатель. А что такое колыбельная песенка?

Дети. С первых дней жизни мамы забавляют своих малышей песенками, чтобы им было интересно играть, умываться, кушать, засыпать.

Слова в песенках нежные, ласковые. А чтобы ребенок быстрее засыпал, мама пела ему колыбельную песенку и укачивала его, слова колыбельной оберегали ребенка, желали ему благополучия.

Воспитатель. Молодцы! Вы все правильно сказали. А кто из вас знает такие песенки?

Дети читают наизусть песенки, например: «Водичка, водичка», «Я на камушке сижу». Можно привлечь малоактивных детей или детей с дефектами речи.

Воспитатель показывает на люльку с куклой.

А вот наша Маша маленькая капризничает, не хочет спать. Давайте, девочки, уложим ее спать и споем колыбельную.

Исполняется колыбельная песенка «Гуленьки-гуленьки» (муз А. Лядова, сл. народные).

Наконец-то Машенька уснула, и мы можем продолжать свои посиделки. Дети, а что вы любите слушать больше всего?

Дети. Сказки.

Воспитатель. А как сказку можно отличить от других произведений?

Дети. Сказка состоит из трех частей. Начало — зачин, середина — кульминация, потом концовка

Воспитатель. А какими словами обычно начинаются части сказки?

Дети. «Жили-были.», «В некотором царстве, в некотором государстве.» — так начинается зачин, а кульминация словами: «Однажды.», «В ту пору.», «Мимо проходил.». Слова кульминации настраивают нас на более внимательное слушание. Заканчивается сказка обычно словами: «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец», «Стали они жить-поживать да добра на-живать», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».

Воспитатель. Очень хорошо рассказали о сказке. А чему сказка учит нас?

Дети. Сказка учит нас добру и любви, уважению к старшим, послушанию, совершать хорошие поступки.

Воспитатель. Все правильно. Все мы немножко подустали, давайте поиграем.

скоморох

Уж долгонько мы сидим,

Во все стороны глядим.

Не пора ли нам всем встать —

В шумны игры поиграть?

скоморох

Кто желает с нами поиграть?

Выходите, смелые, умные,

умелые.

Становитесь в круг!

Проводится русская народная игра «Горшки».

Викторина «Узнай сказку»

Презентация русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Крошечка- Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка», «По щучьему велению». Дети называют сказку, ее главных героев, чему она учит.

Воспитатель. Дети, кроме простых сказок, русские люди сочиняли еще и докучные. Это такие сказки, которые можно рассказывать много-много раз без умолку. Послушайте такую сказку «Жил-был царь.».

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочала.

Эта сказка хороша —

Начинай сначала.

Ребята, удивительно то, что докучную сказку можно рассказывать по-разному: спокойно, как сплетню, причитание, скороговорку. Попробуем?

Дети по желанию произносят докучную сказку в разном интонационном диапазоне.

Инсценировка ярмарочного торга

1-й скоморох (с трещоткой)

Приглашаю вас на ярмарку.

Себя показать, на народ

посмотреть!

2-й скоморох

Свой товар продать,

У других купить!

Коробейник

У дядюшки Якова Товару хватит всякого! Тары-бары, растабары, Расторговывай товары!

1 -й ребенок

Сами мы приморские. Сельди — океанские!

Давай — выбирай!

Покупай — забирай!

2- й ребенок

Вот орешки!

Кедровые орешки!

Вкусные, на мелу.

Давай шапку, накладу!

3- й ребенок

Кому пирожки, горячие пирожки!

С пылу с жару.

Гривенник за пару! Нажарила, напекла Акулина для Петра!

Коробейник

У дядюшки Якова Товару хватит всякого! Тары-бары, растабары, Расторговал я все товары!

Воспитатель. А самое веселое, ребята, на ярмарке — катание на каруселях! Прокатимся?

Дети берутся за ленты, проводится игра «Карусели».

На ярмарке побывали, Товар-то весь продали.

Скоро в поле выходить,

Зиму надо проводить,

А весну-то встретить!

Дети выстраиваются полукругом, читает закличку один ребенок, ос-тальные подговаривают.

А уж ясно солнышко припекло

И повсюду золото разлило.

Ручейки на улице все журчат,

Журавли курлычут и летят.

Расцвели подснежники, да во леске

Скоро всей земелюшке быть в венке.

Все (вместе)

Иди, весна, иди, красна!

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок.

Большой урожай

В наш богатый край

Дети

Здоровья и добра тому,

Птичка наша в чьем дому!

Воспитатель. На ярмарке побывали, весь товар продали, зиму проводили и весну встретили, теперь можно и отдохнуть.

1-й скоморох

Эй, подружки-хохотушки

Развеселые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный вечер скоротать!

2-й скоморох

Расступись-ка, народ,

Заведем мы хоровод,

Заведем мы хоровод-

Мальчик девочку за руку берет

После исполнения хоровода дети прощаются с гостями, кланяются им, выходят из зала.

Публикации по теме:

Перспективный план занятий с детьми по ознакомлению с традициями и бытом русского народа Сентябрь. 1. Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба» Задачи: познакомить детей с экспонатами музея; богатым миром материальной.

Русский народный театр. Знакомство детей с русским фольклоромРусский народный театр. Знакомство детей с русским фольклором "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным" К. Д. УшинскийЦель: закрепить у детей знание произведений малых фольклорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские посиделки «Вьется, вьется хоровод». Познавательно-коммуникативная образовательная деятельность в старшей группе
Опубликовано: 28 октября 2014 в 16:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД