Юлия Сергеевна Масленникова
Русский язык. Тема урока «Читаем учебник. Слушаем на уроке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Читаем учебник. Слушаем на уроке.
Цель: дать представление об основных единицах языка (звуке, слове, предложении) и их роли в языке. Формировать навыки нахождения единиц языка : определять границы слов, предложений, определять количество звуков в слове.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные
Публикация «Русский язык, Тема урока „Читаем учебник, Слушаем на уроке“» размещена в разделах
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; Личностные: Проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; • • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
Познавательные : подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов
Коммуникативные: высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что мы понимаем под словом «язык»?
— Для чего служит язык?
— Как вы понимаете эпиграф к теме «Язык и общение» (высказывание И. С. Тургенева) : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык»?
— О каком языке (о каких языках) идет речь в тексте Л. В. Успенского?
— Докажите, что язык — это средство общения.
2. Упр. 3 — выполнение задания.
III. Самоопределение к деятельности
— Какие значения слова «язык» вам известны?
— Как, с помощью каких языков мы можем передавать мысли, знания, чувства? Попробуйте привести примеры таких языков.
- Как мы общаемся друг с другом? Можно ли общаться, не разговаривая?
— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше понимать сказанное, написанное?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
Если мы заглянем в словарь, то увидим, что у слова «язык» множество значений. Мы будем говорить о языке как средстве передачи мыслей, знаний, чувств, как средстве общения между людьми с помощью слов, речи. Речь — это язык в действии, конкретное применение, использование языка.
Есть и другие языки, созданные для передачи мыслей, знаний, чувств. Свой язык имеет математика. Язык математики передает информацию с помощью специальных математических знаков. Язык формул позволяет выразить мысль сжато, кратко, точно.
Цветовая палитра — тоже своеобразный язык. Красный — цвет любви, радости; розовый — нежности; желтый — измены; черный — печали и т. д.
Существует, например, язык цветов, с помощью которого можно без слов передать свои чувства другому человеку. К примеру, красная роза — признание в любви; белые роза, гвоздика, лилия — знак чистоты; красная гвоздика — очарование, розовая — «никогда тебя не забуду»; желтая лилия — благодарность; амариллис — гордость; астра — любовь и нежность; фиалка — верность, добродетель; красный тюльпан — удача; ландыш — покорность и смирение; пион — сострадание и сочувствие; ирис — вера, надежда; сирень — красота и т. д.
Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание — «нет», а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен — «да».
Имеются и другие «бессловесные языки» — язык музыки, язык танца, язык мимики и т. д.
Задание. Попробуем с помощью мимики передать удивление, восторг, печаль, недовольство, радость.
Язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.
Итак, язык — важнейшее средство общения между людьми.
2. Работа с учебником.
Рассмотрите рисунки учебника на с. 6 (§ 2, выполните устно упр. 4—5.
Слова говорение — слушание, письмо — чтение соединены двойными стрелками, потому что предполагают общение между людьми, обусловливают друг друга. Если есть говорящий — есть и слушающий, если есть пишущий — есть и читающий.
Выполните устно упр. 6. Запишите в тетрадях 2 пословицы: вариант I — об устной речи и слушании, вариант II — о письменной речи и чтении.
Прочитайте теоретические сведения перед упр. 8 и выполните задание этого упражнения.
Приемы изучающего чтения и слушания
1. Чтение памятки «Приемы изучающего чтения» и упр. 10 (с. 8) (выделенные в упр. 10 слова выписать на доску: ученики пересказывают текст, пользуясь этими словами).
2. Чтение § 4, беседа по вопросам; чтение памятки «Приемы слушания» на с. 9.
V. Закрепление изученного материала
Выразительное чтение басни И. А. Крылова «Пустынник и Медведь».
Задание (дается перед чтением). Постарайтесь применить приемы слушания, а затем пересказать услышанное своими словами.
Пустынник и Медведь
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинокой,
Вдали от города, в глуши.
Про жизнь пустынную, как сладко ни пиши,
А в одиночестве способен жить не всякой: Утешно нам и грусть и радость разделить.
Мне скажут: «А лужок, а темная дуброва, Пригорки, ручейки и мурава шелкова?» — «Прекрасны, что и говорить!
А все прискучится, как не с кем молвить слова». Так и Пустыннику тому Соскучилось быть вечно одному.
Идет он в лес толкнуться у соседей,
Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
В лесу кого набресть,
Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он, Но делать нечего: снимает шляпу,
И милому соседушке поклон.
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за слово, знакомятся они,
Потом дружатся, Потом не могут уж расстаться И целые проводят вместе дни.
О чем у них, и что бывало разговору,
Иль присказок, иль шуточек каких,
И как беседа шла у них,
Я по сию не знаю пору.
Пустынник был неговорлив;
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,
Что дал ему Бог в друге клад.
Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится И Мишенькой не может нахвалиться.
Однажды вздумалось друзьям В день жаркий побродить по рощам, по лугам, И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу: «Приляг-ка, брат, и отдохни Да коли хочешь, так сосни;
А я постерегу тебя здесь у досугу».
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села.
Он друга обмахнул,
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу,
И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» — И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался, И Мишин друг лежать надолго там остался!
И. А. Крылов
— Почему Пустынник подружился с Медведем?
— Каким вы представляете себе Медведя?
— Найдите прямую авторскую оценку Медведя.
— В каких словах заключена мораль басни?
— Какие слова этой басни стали крылатыми?
VI. Подведение итогов. Рефлексия
— Какое значение имеет язык в жизни человека?
— Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?
— Назовите приемы ознакомительного чтения.
— Перечислите приемы изучающего чтения.
— Назовите приемы слушания.
— Что нового вы узнали об общении?
— Какое значение имеют приемы чтения и слушания?
Домашнее задание
1- § 2, 3, упр. 7, 12.
2. Упр. 11 — придумать продолжение сказки. Задание по группам: 1-я группа — от имени существительного, 2-я группа — от имени прилагательного, 3-я группа — от имени глагола.
3. Рабочая тетрадь: задания 1, 2 (с. 4).