Получи документы

Самообразование «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Никитина Ольга
Самообразование «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Самообразование.

ТЕМА: «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2019г.

Публикация «Самообразование „Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей двух-трех лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научим его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей 1 младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Актуальность:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский»

В раннем возрасте речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе

Форма отчтности:

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик,

дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр;

конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование ;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка;

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матршки, пирамидки;

Ожидаемый результат

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

- Расширение словарного запаса у детей

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

1 Диагностика уровня развития мелкой моторики рук и речи детей.

2 Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз»,

2007

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М. : ТЦ Сфера, 2006

3 Елена Данилова «Пальчиковые игры»

4. Кольцова М. М «Развитие моторики»

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

6. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребнка»

9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие

мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП

«Хардфорд», 1996»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на родительском групповом собрании.

План

Работа с детьми

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Игра «Я катаю мой орех».

7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди

такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3. Изображение пальцами различных фигур : «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,

«Замок».

4. Рисование пальчиками «Дождик»

5. Настольная игра «Найди фигуре место».

6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,

«Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).

Январь

1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или

пальчиком)

4. Конструирование из палочек «Флажок»

5 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6. Настольная игра «Мозаика» (крупная).

Февраль

1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2 Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

3. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

4. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

5. И/у «Сделаем матрешке бусы».

Март

1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4. Конструирование из палочек «Окно»

6. Игра «Прищепки»

7. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных

работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4 Рисование на крупе «Светит солнышко в окошко»

5. Проигрыване с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.

6. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Май

1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,

«Спокойного сна!».

2. Учить детей инсценировать руками стихи.

3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры : «Флажок», «Очки»,

«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

5. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,

треугольники, квадраты).

6. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа по взаимодействию с родителями

октябрь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

раннего возраста».

ноябрь

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

декабрь

Анкетирование родителей

январь

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в

режимных моментах.

февраль

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой

моторики рук детей.

март

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Апрель-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Библиография

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз»,

2007

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М. : ТЦ Сфера, 2006

3 Елена Данилова «Пальчиковые игры»

4. Кольцова М. М «Развитие моторики»

5 Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.);

6. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

7. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006

9. С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».

10. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребнка»

11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие

мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП

«Хардфорд», 1996»

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреж2ение № 15 «Югорка» «Развитие речи детей младшего возраста с использованием.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей» Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит.

Конспект НОД в младшей группе «Использование пальчиковых игр и упражнений как средство развития речи у детей-дошкольников»Конспект НОД в младшей группе «Использование пальчиковых игр и упражнений как средство развития речи у детей-дошкольников» Цель :Формировать у детей слушать потешки и стихи и понимать их содержание. Задачи: Развивать активную речь, мелкую моторику рук, умение.

Развитие мелкой моторики у детей в процессе пальчиковых игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у детей в про-цессе пальчиковых игр и упражнений». Подготовил воспитатель: Франчук Людмила Николаевна.

Развитие речи с использованием игровых упражнений на основе сказок Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок.

Развитие у детей младшего дошкольного возраста основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».

Самообразование «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колокольчик» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА».

Самообразование «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: • Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития.

Развитие речевых способностей дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений Развитие речевых способностей дошкольников средствами пальчиковых игр и упражненийАктивным периодом развития детей принято считать дошкольный.

Презентация «Влияние пальчиковых игр на развитие речи и памяти детей» Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 13:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД