Сидорова Юля Ильинична
Самообразование для педагогов по теме «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Актуальность:
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
Публикация «Самообразование для педагогов по теме „Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Цель самообразования :
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожно - транспортной среде.
Задачи:
Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД
усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
Расширять словарный запас детей по дорожной лексики
Продолжать знакомить с названиями и назначением дорожных знаков.
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
Для реализации поставленных задач в своей работе я использовала такие формы работы с детьми, как: беседы, наблюдения, игры, чтение художественной литературы, просмотр картинок и иллюстраций, и др. В работе с родителями мной использовались такие формы сотрудничества, как: индивидуальные беседы, консультации, наглядно-информационные формы взаимодействия.
Работа велась по трем направлениям :
-обогащение предметно-развивающей среды (уголок безопасности в группе, макет «Перекресток», д/игры, информационный уголок для родителей.
- работа с детьми (занятия, беседы, игры и другое).
- работа с родителями (анкетирование, консультации).
В течение учебного года дети приняли активное участие в разных мероприятиях: развлечение по правилам дорожного движения «Страна Правил Дорожного Движения»», сказка – игра «Азбука пешехода». Во время бесед с детьми обсуждали следующие темы: «Сигналы светофора», «Дорожные ловушки», «История велосипеда», «Виды транспорта», «Узкая дорожка, широкая дорожка», «Вот какими бывают сигналы регулировщика», «Где и как переходить улицу», «Правила поведения в транспорте», «Для чего нужны дорожные знаки».
Мы провели целевые прогулки: «Пешеходный переход».
Особенно важен принцип наглядности, который применяю в работе с детьми, когда они сами должны все увидеть и потрогать руками. Поэтому использую макеты светофора, дорожных знаков; иллюстрации транспорта, проблемных ситуаций на дороге. Ребята изготовили аппликации «Наша улица», «Светофор», занимались конструированием «Автомобиль для папы», рисовали автобус.
При изучении с детьми ПДД использую и дидактические игры: «Светофор», «Красный, желтый, зеленый»; «Угадай дорожный знак», «Слушай – запоминай», «Виды транспорта», «Узнай по описанию», «Найди и покажи отгадку», «Наша улица».
В ходе проведения развлечений дети знакомятся с ПДД вместе с героями сказок. Им особенно нравится решать проблемные ситуации на дороге, помогая любимым сказочным персонажам. При этом развиваются аналитические способности, память, внимание.
Моя работа проходила в сотрудничестве с родителями. Проводилось анкетирование родителей. Были подготовлены консультации: «Безопасность детей - забота взрослых», «Безопасность детей в автомобиле», «Знает правила семья, значит знаю их и я», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». Родительское собрание «Безопасность детей на улице». Памятка для родителей и детей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге». Семейные видеоролики «Правила дорожного движения». Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло».
Выпуск памяток для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно-транспортного травматизма».
В результате такой работы, у детей повысились знания по ПДД. Они узнали об основных источниках и видах опасности на улице, стали лучше ориентироваться в ПДД и освоили первоначальные навыки безопасного поведения на улицах города, знают дорожные знаки. /
В ходе работы над темой самообразования была изучена и проанализирована следующая методическая литература:
1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения».
2. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения».
3. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет».
4. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку».
5. Н. В. Ежова «ПДД в д/с развивающая среда методика по ознакомлению ПДД».
6. Интернет ресурсы.
Сейчас я вам предлагаю разделиться на 2 команды и придумать название, выбрать капитана.
А девизом нашей игры будут слова:
Выходя на улицу,
Приготовь заранее.
Вежливость и сдержанность
А главное ВНИМАНИЕ!
Задание 1. «Словарь определений»
Командам даются слова, а им надо составить к этим словам свои определения.
- Автомобиль — транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.
- Велосипед — двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.
- Дорога — путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
- Движение — езда, ходьба в разных направлениях.
- Транспорт — движущиеся перевозочные средства специального назначения.
- Пешеход — человек, идущий пешком.
- Автостоп — вид спорта, путешествие на попутных машинах.
- Автобус — многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
- Гонка — быстрое движение, езда.
- Инспектор — должностное лицо, занятое инспектированием.
- Инспектировать — проверять правильность чьих-то действий.
- Жезл — короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам» (Толковый словарь русского языка).
Музыкальная пауза.
Он молчит, не говорит,
Все на улице стоит.
У него горят глаза,
Три разноцветных колеса.
Светофор — наш верный друг,
Охраняет жизнь вокруг.
Когда красный свет горит,
Он приготовиться велит.
Если желтый свет горит,
Быть внимательным велит,
А зеленый свет мигнет —
Значит, нам идти вперед.
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход.
Знай, что только переход
От машины нас спасет.
Светофор сказал: «Друзья,
Играть на улице нельзя!»
Нужно слушаться без спора
Указанья светофора.
Задание 2. «Назови знак»
В своей работе с детьми педагоги используют все свои знания, умения творческие способности. А вы? Давайте проверим. Вам нужно назвать каждый из данных вам знаков.
(Каждой команде даётся по 10 знаков. Какая быстрее даст название всем знакам, та и победила)
Задание 3. (для капитанов) «Скоростное шоссе».
Участникам задаются вопросы по правилам дорожного движения. На них нужно быстро дать ответ.
Сердце машины ---(мотор)
Главная автомагистраль --- (шоссе)
Знак, обозначающий «Проезд запрещен» - --- (кирпич)
Край дороги --- (обочина)
Изменение направления движения - --- (поворот)
Наказание за нарушение ПДД - ---(штраф)
Заторы транспорта на дороге - ---(пробка)
Животное, обозначающее переход дороги - ---(зебра)
Пересечение двух дорог - ---(перекресток)
Транспорт, выравнивающий дорогу - --- (каток)
Мужчина, держащий в руках полосатую палку ---инспектор)
Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью ---велосипед)
Человек, управляющий транспортом ---(водитель)
Человек, идущий вдоль дороги ---(пешеход)
Транспортное происшествие --- (авария)
Место ожидания транспорта - ---(остановка)
Конец дороги ---(тупик)
Устройство, останавливающее движение людей и машин --- (светофор)
Транспорт с коляской --- (мотоцикл)
«Усатый» транспорт---(троллейбус)
Задание 4. «Составь дорожный знак».
-Для того, чтобы у воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Дети любят собирать разрезные картинки, пазлы. Попробуем и мы сейчас собрать знаки из частей (воспитателям предлагаются несколько частей, из которых нужно составить знак дорожный).
Задание 5 «Заморочки из бочки»
Задача 1.
Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно ПДД?
(Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить улицу.)
Задача 2.
Ехал волк к лисе на автомобиле по левой стороне дороги. Его остановил инспектор ГИБДД и велел заплатить штраф. Какое правило нарушил волк?
(Транспортным средством разрешено ехать по дороге, придерживаясь правой стороны).
Задача 3.
Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.
- Дедушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.
- Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, - ответил дед.
- Да что там учитывать! – настаивал я.
- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!
Что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги?
Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т. д.)
Задача 4.
Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Подойдя к дороге, я посмотрел по сторонам. Машин, как мне показалось, не было поблизости. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг пронзительный визг тормозов! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Испугавшись, я мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился мужчина: «Ты понял, почему это произошло?»
Почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход?
Ответ: Лучше пользоваться пешеходным переходом или идти под знаком «Пешеходный переход». Переходя дорогу, нельзя закрывать обзор зонтом, капюшоном и т. п.
Задание 6 «Назови транспортное средство».
- Вспомнить как можно больше сказок, мультфильмов, где упоминается любое транспортное средство:
• На чём Емеля ехал к царю во дворец? (печка)
• Транспорт кота Леопольда. (велосипед)
• Личный транспорт Бабы – Яги? (ступа)
• На чём ездила Золушка на бал? (карета)
• На чём летал старик Хоттабыч? (ковёр – самолёт)
• На чём ехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассеиной? (поезд)
• На чём летел барон Мюнхгаузен? (ядро)
• В чём переправлялась по морю царица с младенцем (бочка)
• При помощи какого транспорта передвигались бременские музыканты? (повозка)
• Паровозик из Ромашкова.
• Сани снежной королевы.
Ведущий объявляет, что все конкурсы завершены, и предоставляет слово жюри. Жюри выносит оценку последнего конкурса и сообщает общий счет игры.
Подарок памятки для воспитателей.