Приложение МААМ

Лепка как средство развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Снурницына Наталья
Лепка как средство развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый родитель знает, что мелкая моторика помогает развивать

умственные способности малыша с самого раннего возраста. Собственно,

делают это еще до школы. Наличие необходимых навыков поможет легче

решать школьные задачи, запоминать уроки и так далее.

Лепка – один из основных способов развития детской моторики. Для

этого нужен обыкновенный пластилин. Если вы считает это лишним в виду

Публикация «Лепка как средство развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

наличия в пластилине вредных веществ, то сильно заблуждаетесь. В таком

случае ваша задача найти безопасный материал, а не лишать ребенка очень

важного элемента в развитии.

Чем же так хороша лепка?

Дело в том, что пальцы рук непосредственно имеют взаимосвязь с головным

мозгом. Поэтому, научившись проявлять в полной мере свою фантазию, они

смогут заметно раньше научиться говорить, запоминать вещи и даже считать.

И не надо никаких дошкольных учреждений и платных занятий.

Итак, учим малыша лепить фигурки правильно. Во-первых, делать это нужно

уже с двух-трех лет. Во-вторых, дать ему полную свободу творчества: только

на начальном этапе помогать ему, показывать всевозможных животных,

предметы – пусть он постепенно учиться лепить их сам. И третье правило:

всегда хвалите малыша. Даже если у него кот больше похож на жирафа, все

равно похвалите его за работу. У ребенка заметно повысится и самооценка.

Плюс не стоит забывать и о развитии творческих способностей, речи,

познании окружающего мира. Лепка из пластилина – это не только

познавательный, но и очень интересный процесс. Можно сказать,

совмещение приятного с полезным для своего любимого чада.

Виды лепки

Предметная лепка

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является

более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с

реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам

изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке

этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а

форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей

является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму

предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с

рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает

связано с использованием условных приемов изображения предметов,

находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать.

Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в

некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на

подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно

использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а

несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого

умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее

выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших

групп.

Декоративная лепка

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с

народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой

декоративной пластикой народных умельцев. Красивые, обобщенные формы

птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют

детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса,

расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды,

созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а

порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом

знакомятся с декоративными пластинками. Декоративная лепка учит детей

работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее

эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно

форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка,

крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или

геометрическим орнаментом).Декоративная лепка учит работать с

инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными

печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких

печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы.

Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки

ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и

чувствительными к форме. Содержанием декоративной лепки могут быть

сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки [25,24].

Приемы лепки :

Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или

теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста

небольших кусочков при помощи большого и указательного пальца руки.

«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с

прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему

плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно

сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к

плоской поверхности.

Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина

путем их катания круговыми движениями между большим и указательными

пальцами руки.

Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью

получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе

поделки.

Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и

оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью

получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала

и прикрепление их путем нажатия.

Раскатывание - формирование из куска пластилина «колбасок» путем

раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или

ладонью и столом.

Разрезание - деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки

меньшего размера.

Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук.

Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия.

Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных

деталей при помощи щипковых движений пальцев.

Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых

движений пальцев рук.

Использование различных приспособлений - для придания особенностей

поверхности изделия тех или иных образов (перышки, крылья, шерсть,

волнистые линии, надрезы или разрезы) с помощью мелких бытовых

предметов.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В

процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с

пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая

организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,

вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог

с игрушечным персонажем или с взрослым. Для удобства использования в

практической работе в приложении приводятся конспекты занятий с

примерным текстом бесед взрослого с детьми, а также стихотворения,

потешки, загадки.

Для занятий подбираются сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Они

позволяют уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять

первые варианты обобщения.

Соблюдение мер предосторожности при работе с пластилином и бросовым

материалом.

Для проведения занятия необходимо организовать место для работы:

поставить столы там, где нет коврового покрытия, при использовании

мелкого бросового материала необходимо пристально наблюдать за работой

детей и находиться рядом, после занятия убрать пластилин, бросовый и

природный материал в недоступное для детей место.

Актуальность исследования заключается в том, что одной из основных

задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда

ребёнок пойдет в школу – это развитие мелкой моторики и координации

движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из

показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок,

имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически

рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до

поступления в школу. Умение свободно и непринуждённо пользоваться

движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это -

начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики

рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети

учатся тонко выполнять произвольные упражнения по команде взрослого.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения

навыками самообслуживания и посильного участия детей в делах группы.

Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную

ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев

рук. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок

систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, а

особенно хорошо в этом помогает лепка из глины, пластилина и теста.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук

весьма полезна и для подготовки руки к письму. Письмо – это сложный

навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует

система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без

перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей

подготовиться к этому роду деятельности.

Итак, мною теоретически обосновано и экспериментально проверено

влияние лепки на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста, т. е цель работы достигнута.

Я проанализировала литературу по теме исследования; подобрала

диагностические задания по изучению уровня развития мелкой моторики

рук.

Гипотеза о том, что развитие мелкой моторики у детей младшего

дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если в процессе

проведения ОД использовать лепку, подтвердилась.

Лепка является мощным стимулятором в развитии мелкой моторики

рук у детей младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка как средство развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2022 в 18:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лепка как средство развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Снурницына Наталья (УИ 1595362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД