Мария Киселева
Самообразование «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25»
Стаж работы 4 года
Тема: «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ»
2019-2020 учебный год, старшая группа
Актуальность:
Публикация «Самообразование „Нетрадиционная техника рисования в ДОУ“ в старшей группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Рисование - это интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
- внимание и усидчивость
- мышления
- изобразительных навыков и умений, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
- формируются навыки контроля и самоконтроля.
При обучении рисованию могут использоваться разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
Начав свою работу по обучению детей нетрадиционным видам рисования, я поставила следующие цели и задачи.
Цель:
- Формирование у детей художественно творческих способностей с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
-Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
-Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов, приемами работы сними, закреплять приобретенные умения и навыки.
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
2. Воспитательные:
-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
3. Развивающие:
-Развивать желание экспериментировать, проявлять яркие познавательные чувства (радость от узнавания нового, удивление и т. д.)
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение.
4. Изучение литературы по проблеме исследования.
Перечень запланированных форм работы с детьми и родителями
Мною был составлен следующий план занятий с детьми:
1. Сентябрь-ноябрь. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
2. Декабрь-январь. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.
https://www.maam.ru/users/389659
3. Февраль-апрель. Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Работа с родителями по развитию творческих способностей детей средствами применения нетрадиционных техник рисования.
4. Май. Изготовление альбома с рисунками по нетрадиционной технике рисования. Выставка детских работ.
Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми так и практические: подготовка и проведение выставки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая (организация работы в группах) и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Использовала нетрадиционные виды рисования :
- Рисование мятой бумагой, ватными палочками, тычком жесткой полусухой кистью.
- Отпечаток листьями растений, рисование набрызг, рисование на пене для бритья.
- Рисование солью, мыльными пузырями, восковыми мелками + акварель.
Работа по использованию детьми нетрадиционных видов рисования строилась на основе следующих методов и приемов:
• словесный (беседа, рассказ)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.
Приготовила и разместила в уголке рисования следующие игры :
- «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?»
- «Составь композицию», «Составь фигуру»
- «Преврати пятно во что хочешь», «Угадай животное»
- Лото «Узнай элемент узора».
Работа с родителями
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать.
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо моторных навыков;
-оформление папок-передвижек на темы: «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».
-оформление консультаций «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».
-подготовку и проведение родительского собрания на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;
Мною были подготовлена вставка детских рисунков «Наши руки не знают скуки!»
Список литературы
1. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
2. Как научиться рисовать. Пер с англ. М. Д. Лахути. – М. : Росмэн, 2001.
3. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.
6. Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2005
7. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Академия развития 2006.
Фотоотчёт
Самоанализ
Совместная работа сплотила наш коллектив, состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.