Андреева Галина
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Самоподготовка является одним из ведущих видов познавательной деятельности, применяемой в условиях школы-интерната.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса, где школьники самостоятельно выполняют домашние задания под внимательным контролем и руководством воспитателя в строго отведенное время.
Целью самоподготовки является прививание воспитанникам навыков самообразовательной работы. При этом обязательно учитывается возраст школьников, самообразовательные возможности, эффективность закрепления всех знаний, которые получены были на уроках, и упражнений в практическом применении.
Публикация «Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса» размещена в разделах
Задачи перед самоподготовкой :
-Расширение границ основной учебной деятельности.
-Углубление содержания всех учебных предметов.
-Получение всех доступных для самостоятельного усвоения детьми знаний, умений, навыков.
-Закрепление, а также повторение материала, изученного на уроках.
-Упражнения для наиболее прочного усвоения.
-Развитие заинтересованности к изучению.
-Приобретение учащимися навыков для самостоятельной работы.
-Формирование навыков исполнения.
В школе - интернате самоподготовка становится второй из основных форм обучения.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самоподготовка призвана для выполнения нескольких функций: образовательной (систематизация, а также закрепление знаний воспитанников,развивающей (развитие внимания, памяти, мышления и речи,воспитательной (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и еще честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности).
Ведущей функцией самоподготовки является воспитательная функция. Именно правильное воспитание определяет позицию любого педагога в данной форме работы с воспитанниками, содержание совместной деятельности и их общения, а также методику педагогического воздействия. В этом несложно убедиться, если наблюдать самоподготовку, в которой на первый план выдвинуты педагогические функции. Она аналогична уроку, как копия. Между тем самоподготовка еще несет активное воспитательное начало: мотивы обучения детей, их воля, терпимость, аккуратность, также умение самостоятельно заниматься умственным трудом и контролировать себя. Функции воспитываются, так как их нельзя выучить или же запомнить со слов учителя или воспитателя.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОДГОТОВКИ.
Для того, чтобы самоподготовка давала желаемый результат, воспитатель обязан выполнять ряд организационно – педагогических задач. Решаются они прежде всего путем создания обстановки, побуждающей детей выполнять задания учителя и поддерживающей определенный порядок, который необходим для успешной плодотворной работы. Воспитатель добивается четкого соблюдения режимных требований, экономного расходования времени на учебную работу в условиях строгого регламента. Он требует, чтобы к концу самоподготовки все задания,полученные от учителя, были завершены.
Обеспечение нормального хода самоподготовки становится немыслимым без соблюдения определенных правил.
К организационно – педагогическим правилам относятся следующие:
Обязательность ежедневной самоподготовки.
Экономное, полное расходование времени, которое отведится на эти занятия.
Обеспечение порядка на каждом рабочем месте. Наличие всех необходимых принадлежностей и учебников для занятий.
Соблюдение каждым учащимся правил запрета и правил разрешения.
Ребенок должен усвоить, что нельзя:
опаздывать на самоподготовку;
тратить неэкономно время для подготовки к самостоятельной работе;
нарушать тишину;
заниматься посторонними отвлекающими делами;
выходить из комнаты, где проходит самоподготовка, передвигаться по ней без разрешения;
уклоняться от выполнения какой-либо части задания;
считать свою работу законченной без самопроверки, общей проверки или проверки воспитателя (по возможности).
Правила разрешения определяются нормами поведения на самоподготовке.
Осознание воспитанниками необходимости подчиняться требованиям воспитателя положительно сказывается на организованности и их дисциплинированности.
СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ.
Обеспечение нормального хода самостоятельной работы детей на самоподготовке опирается на соблюдение определенных требований к структуре организации.
Основными этапами каждой самоподготовки являются :
Подготовка воспитанников к работе (организационный момент).
Постановка цели и мотивация деятельности учащихся.
Самостоятельное выполнение заданных домашних заданий.
Самоконтроль и самопроверка.
Заключительный педагогический контроль.
Итог самоподготовки.
Организационный момент определяет начало самоподготовки. Он включает прежде всего проветривание помещения, подготовку детьми рабочего места (нужных учебников, тетрадей, всех необходимых письменных принадлежностей, которые должны быть расположенны в определенном порядке на рабочем столе,выдачу словарей, а также дополнительных пособий, которые потребуются для работы.
Все эти организационные действия проводятся в самом начале самоподготовки.
Второй структурный момент самоподготовки – постановка цели и мотивация деятельности учащихся.
Эффективная организация умственной деятельности на самоподготовке предполагает : постановку цели, активизацию мотивов, продумывание способа работы (учебные действия) учащихся.
Вполне оправдан педагогический прием, когда педагог – воспитатель не только ставит задачу, но и предлагает детям наиболее рациональную последовательность выполнения домашних заданий. Домашние задания, как правило, дети записывают школьные дневники. Для себя воспитатель также может выписать задание из классного журнала до начала самоподготовки.
Практика показывает, что своевременное сообщение учащимся правил самоподготовки настраивает их на деловое отношение к учению. Поэтому инструктирование целесообразно проводить в начале учебных занятий на самоподготовке. В кабинете, классе, где проводится самоподготовка, можно повесить красиво оформленные «Памятки»,в которых указываются и общие правила, и специфические требования к подготовке отдельных предметов, их можно вклеить и в дневники учащихся. По мере выполнения домашних заданий педагог обращает внимание детей на эти «Памятки».
Самостоятельная работа школьников по выполнению домашних заданий является основным структурным элементом самоподготовки. Разнообразными приемами воспитатель обязан поддерживать готовность учащихся к собственным усилиям, создать обстановку сосредоточенности и углубления в работу.
Результативность самостоятельной учебной работы учащихся во время самоподготовки напрямую зависит от содержания, а также объема заданий, данных учителями, и еще от метода подачи на уроке.
Поэтому сотрудничество и взаимосвязь учителя с воспитателем является одним из важнейших условий, необходимых для успешной организации самоподготовки.
В процессе самостоятельной работы следует избегать категорических требований или резкого принуждения. Надо вести себя спокойно, не мешая товарищам, соблюдать в помещении тишину и порядок. Это должно осознаваться детьми как обязательное условие их успешной работы.
Правильно организованный момент мотивации деятельности одновременно обеспечивает учащимся (особенно младшим школьникам)мотивацию дисциплины на самоподготовке.
Познавательная деятельность в условиях самоподготовки должна обогащаться и деловыми отношениями общения детей. Это важно для поддержания мотивов учения социального плана для того, чтобы контроль и стимулирование деятельности учащихся шли не только от воспитателя, но и от его товарищей. Результативной формой организации такой коллективной познавательной деятельности в условиях самоподготовки может стать использование консультантов.
В группе должно быть не менее трех консультантов по каждому предмету. Они помогают слабоуспевающим ученикам выполнять задания,проверяют. Важно,чтобы консультанты не делали работу за товарищей или высокомерно не поучали их. Консультантам лучше поручать оказывать помощь не слабым учащимся, а тем, у которых еще не сформировались достаточно навыки самоконтроля, кто не научился работать по точному плану, невнимателен, имеет пробелы в знаниях.
В группе обязательно есть учащиеся с низким уровнем развития способностей. Для них характерно неумение осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Они не видят свои ошибки и не умеют их исправлять. Поэтому воспитатель обязательно должен организовать проверку выполненных заданий у этих учащихся, повторить с ними соответствующие правила, привести аналогичные примеры, более легкие для их понимания, и подвести к сознательному исправлению ошибки.
Завершающий этап самоподготовки – это заключительный педагогический контроль. Он выступает в виде наблюдений, проверок и оценок деятельности учащихся. Наблюдения способствуют накоплению информации о рабочем состоянии группы и отдельных учащихся и позволяет после определенного анализа полученных сведений предвидеть потенциальные возможности детей.
Наблюдение ведется так, чтобы все стороны приготовления домашних уроков были в поле зрения воспитателя. Когда посредством наблюдений обнаруживаются неясные факты и явления, тогда воспитатель прибегает к другой разновидности контроля – проверке. С ее помощью воспитатель стремится выяснить продуктивность труда учащихся.
По выбору воспитателя проверяются различные моменты учебной работы детей. В работе с учащимися 1-4 классов, как правило, проверяется наличие у всех выполненных письменных работ. Но качество работы воспитатель в состоянии проверить не у всех детей, а только у наиболее слабых учащихся. Проверка устных предметов проводится выборочно: для одних детей – это подробный пересказ, для других – ответы по содержанию задания, выделение главного в материале.
Оценка воспитателя отличается от той, что применяется учителем в класс на уроках. Она не сопровождается анализом ошибок,а выражает одобрение или осуждение тех или иных поступков учащихся во время самоподготовки.
Воспитатель может использовать не только краткое словесное выражение, но также жесты и даже мимику, чтобы не создавать излишнего шума и не отвлекать других детей от работы.
Как правило, самоподготовка завершается общим выводом воспитателя о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он отмечает тех детей, кто старался и работал с интересом и увлеченно, кто потрудился сам и помогал товарищам.
Если каждый день воспитанник добивается хоть малой крупицы знаний собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и еще воспитывается нравственно, так как осознает свой труд.