Ксения Снитко
Саморегуляция и психологический комфорт воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Неотъемлемым компонентом воспитательного процесса является формирование у детей положительного отношения к сверстникам с ОВЗ. Данное направление деятельности реализуется в рамках признания приоритета межличностной толерантности как неоспоримой ценности современного общества и образования. Взрослые собственным поведением демонстрируют уважительное отношение друг к другу и к детям, привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям, поощряют проявление сочувствия, сопереживания, взаимопомощи.
Публикация «Саморегуляция и психологический комфорт воспитанников» размещена в разделах
Решению этой задачи помогает такой элемент развивающей среды групповых комнат как уголки эмоций. Такие уголки представляют собой настенные панно, позволяющие детям осознать свое настроение и выбрать соответствующую пиктограмму эмоции, которая также подкрепляется в цветовом оформлении. Вербализация эмоционального состояния всегда начинается со взрослого, что дает детям определенный образец и сближает педагога с его воспитанниками. Спектр эмоциональных состояний изменяется в зависимости от возраста детей. Следует отметить и наличие в группе уголка психологического комфорта и психоэмоциональной саморегуляции, позволяющего детям уединиться, расслабиться и, тем самым, сохранить свою эмоциональную стабильность и личностную целостность, что крайне важно для воспитания толерантных установок подрастающего поколения и формирования доброжелательных отношений в детском коллективе.
С этой целью стабилизации и ухода от негативных переживаний в нашей группе функционирует уголок психоэмоциональной саморегуляции, позволяющие ребенку не только с помощью взрослого, но и самостоятельно овладеть приемами психологической разгрузки. Данный уголок представляет собой красочно оформленные в едином сюжете конструкции, демонстрирующие в доступной для ребенка наглядной форме методы и средства избавления от негативных эмоций.
Уголок психологического комфорта и саморегуляции в группе представляет собой уютный, комфортный домашние «островок» тепла и защищенности. Подобные составляющие дизайна групповых комнат помогают ребенку уединиться, отдохнуть от излишнего общения, снять напряжение, получить психологическую разгрузку и уменьшить психофизический дискомфорт. Кроме того, в этих уголках ребенок находит не только пассивную расслабляющую среду, но и активные составляющие комфорта - конкретные подсказки (картинки) со способами психоэмоциональной саморегуляции, что интенсифицирует функционирование уголков психологического комфорта в группе.
Таким образом, уголок психологического комфорта и саморегуляции призван снизить количество стрессов в жизни ребенка, обучить детей и усовершенствовать их навыки саморегуляции психологических состояний и поведенческих действий, а также могут быть средством выплеска негативных эмоций на объекты среды уголка.
В системе воспитания толерантности не менее важным является обучение детей умениям конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, грамотно решать конфликтные ситуации, договариваться друг с другом, помогать другому ребенку в случае необходимости. Для решения этих задач можно использовать средства из уголков. Так, обучая детей умениям конструктивного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, педагог может предложить воспользоваться с этой целью «варежками-мирилками», красочное оформление которых оптимизирует процесс примирения и подкрепляет его материально («овеществляет», то есть делает доступным и приятным детям, подкрепляет положительный эффект. Кроме того, в распоряжении детей «стаканчики-кричалки» - необычные стаканчики, в которые можно «выкричать» все свои переживания и страхи, а затем «выкинуть» их или «смыть» с водой. «Коврик злости» помогает детям избавиться от гнева. Он представляет собой фабричный коврик для прихожей с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными бантиками на нем. Ребенок заходит на коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. «Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком. Педагог читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева. «Рубашка примирения» помогает в забавной форме поссорившимся детям помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо меньше. «Рубашка примирения» помогает в забавной форме поссорившимся детям помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо меньше.
В нашей группе существуют правила поведения и общения, совместно разработанные и оформленные педагогом и его воспитанниками, и так как данные правила признаны всем коллективом, они эффективно регулируют поведений детей и взрослых во всех режимных моментах.
Особого интереса заслуживает применение техники «Право выбора». Данная техника проста и максимально эффективна, так как приучает детей к самостоятельному выбору, принятию решений, действию согласно принятому решению и оцениванию результатов труда. Дети вместе с педагогом изготавливают панно, соотнося с пространственным расположением основных развивающих зон в групповой комнате. Затем, в удобное время дети и педагог садятся в круг и обсуждают кто, где и какой деятельностью будет занят, ориентируясь на панно. Дети расходятся по выбранным уголкам группы на оговоренное время. После чего, они вновь собираются вместе и обсуждают результаты своей деятельности: что помогало, мешало, что получилось, что нет, что понравилось или не понравилось и др. Данное мероприятие вносит систематичность и упорядоченность во внутригрупповую жизнь, приучает детей к дисциплине, самостоятельности и ответственности, дарит чувство защищенности и комфорта, сводит конфликты к минимуму.
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием материалов уголков психологической разгрузки приводит к положительным результатам:
- Дети меньше ссорятся;
- Материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям;
- С большим удовольствием дети сотрудничают друг с другом, со взрослыми;
- С желанием играют в команде.