Елена Румянцева
Самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из главных форм в процессе развития и воспитания детей в детском саду. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте. Сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, а также сочиняли песни, движения танцев, импровизировали мелодии на музыкальных инструментах - трудная, но важная задача музыкального воспитания.
Публикация «Самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
При организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности мы опираемся на принципы, которые актуальны для современного дошкольного образования, что отражает: учёт возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей; педагогическую поддержку, направленную на оказание помощи ребёнку; профессиональное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя; качественный музыкальный репертуар; систематичность и последовательность в организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности.
Дети овладевают способами самостоятельных действий при соблюдении некоторых педагогических условий. Анализ практики показывает, что её возникновение и развитие обусловлено стремлением ребёнка выразить свои эстетические переживания, возникающие от общения с музыкой, музыкальным искусством. При этом важен актуальный уровень развития певческих, музыкально - ритмических двигательных навыков, навыков восприятия музыки и игры на детских музыкальных инструментах. Для развития творчества дошкольники должны накопить опыт, сформировать навыки и умения. Источником самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребёнка действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок живет в мире музыки. Он с детства слушает магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия, на которых мы, музыкальные руководители, используем разнообразные методы и приёмы, создаём «поисковые ситуации», в которых дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос.
Включаем в музыкальное занятие задания на развитие песенного творчества, например: «Как тебя зовут?», где детям предлагается пропеть свое имя на одном звуке, пропеть свое имя с разнообразными интонациями (грустно или весело, пропеть имя с использованием различного ритмического рисунка. «Спой песню для куклы». Детям предлагается придумать и исполнить песню для куклы (колыбельную, плясовую). «Спой песню, как…» Детям предлагается исполнить знакомую песню, подражая голосам разных животных. «Пропой имя друга» Детям предлагается самостоятельно придумать мелодию к имени своего друга, используя различные вариации, построенные на нескольких звуках. «Закончи мелодию» Детям предлагается закончить песню, начатую музыкальным руководителем.
Используем различные музыкальные игры и задания на развитие танцевального творчества: «Цветочек растет». Детям предлагается изобразить движениями, как из семечка выглядывает росток, как он растет, становится прекрасным цветком. «Прыг-скок». Детям предлагается выполнить прыжки разных животных различными способами. «Снег-снежок». Детям предлагается поймать воображаемую снежинку, превратиться в нее и исполнить танец снежинки. «Дождик». Детям предлагается поймать воображаемую дождинку, перескочить через воображаемую лужу, надеть сапожки и погулять в них по мокрым дорожкам.
В свою работу мы включаем и музыкальную импровизацию. В младшем дошкольном возрасте импровизация исполняется всеми участниками одновременно, в одном образе, например все дети «Петушки», «Зайчики», «Лягушки». В старшем дошкольном возрасте интересны импровизации, в образе группы как единого целого, например, все дети «Огромное облако», или «Ручеёк»…
Для импровизации на ДМИ мы используем сказки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить на детских музыкальных или шумовых инструментах. Например:
Наступила осень (звучит бубен). Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги). Подул осенний ветер (раздаются звуки погремушек). Пригнал темные тучи (звуки барабана). Закапал дождик (звучит металлофон, А потом все чаще и чаще (звучит металлофон, Но вот дождь закончился
И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки или крышки от кастрюли, И деревья зашумели своей листвой (шуршунчики) Где-то далеко застучал дятел (звучат палочки или колпачки, Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свист птички-свистульки). Все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним тёплым денькам (звучат все инструменты). Но вот наступил вечер и стало тихо-тихо.
Всё это развивает креативность, воображение, фантазию, т. е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников. Привыкнув к индивидуальным творческим проявлениям на занятиях, ребёнок пользуется ими по собственной инициативе.
Источником вдохновения для детского творчества являются не только музыкальные занятия, но и праздники, различные виды развлечений (тематические концерты, театральные постановки, музыкальные вечера, игры, и т. д.). Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, развивают инициативу, творческую выдумку.
Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его музыкальных способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания. Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье, где в современных условиях особую роль играют технические средства. Любовь родителей к пению, танцам, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование музыкальных записей оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование. Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.
А также важную роль в развитии самостоятельной музыкальной деятельности имеет профессионально грамотное косвенное педагогическое сопровождение в повседневной жизни ребёнка и гибкий творческий подход воспитателя. В самостоятельной музыкальной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным. Предложения воспитателя должны быть лаконичны и идти как бы от соучастника, они должны быть не инструкциями, как надо действовать, а лишь побуждением, например: «Поиграем в праздник», или: «А хотите, мы все вместе покажем музыкальную сказку?». «Интересно послушать наши любимые песенки», или: «Интересно послушать, как ты сыграешь на металлофоне эту попевку, я вот как умею играть»,— показываю прием игры на музыкальном инструменте и тут же отхожу. Также можно и советоваться с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?». В самостоятельной практике детей имеет место и слушание музыки. По их просьбе в группе мы используем магнитофон, и все вместе слушаем вокальную и инструментальную музыку, под которую дети часто придумывают свои танцевальные движения, творческие импровизации. Воспитатель то включается в совместную игру, показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей. Следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, предложить: «Сегодня день рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок - спеть, станцевать, поиграть на музыкальных инструментах. Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани, который пришёл к нам в детский сад после болезни» и т. д. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги, которые произошли в исполнении ребенка: «Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!». А чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, мы систематически, как минимум один раз в месяц, обновляем пособия в музыкальном уголке, пополняем его новыми атрибутами и играми. С помощью музыкального руководителя подбираем музыкальное сопровождение разных мероприятий, фоновую музыку, тем самым обогащаем музыкальные впечатления детей, укрепляем интерес к музыке. Говоря о косвенном влияние педагога на детское музицирование, мы имеем ввиду особые, очень тонкие методические приёмы, а именно создание условий, стимулирующих эту деятельность, и ненавязчивый характер действий самого педагога.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые помещаются в музыкальный уголок группы, где дети могут в течение дня играть в них самостоятельно. Для развития песенного творчества мы часто используем «Музыкальное лото», где ребёнок пробует сочинить попевку - название животного, изображенного на картинке.
Ещё одна игра на развитие песенного творчества «Весело-грустно» - где ведущий показывает картинку с весёлым или грустным сюжетом, а играющий ребёнок сочиняет мелодию весёлого или грустного характера. Например, если на картинке изображён дождливый день, то можно сочинить мелодию на такой текст: «Дождь идёт весь день с утра. загрустила детвора», а если солнечный день, то: «Светит солнышко с утра…веселится детвора». За выполненное задание ребёнок прикрепляет к карточкам прищепки с лучиками для солнышка, или капельками для тучки.
Музыкально-дидактическая игра “Весёлый почтальон» используется для развития песенного, танцевально-игрового творчества и закрепления пройденного музыкального репертуара. Ребёнок – почтальон отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел. В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её и по сюжету карточки придумывают песенку, танец, или исполняют знакомый музыкальный материал.
Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Например, игра на развитие песенного творчества «Сочини песенку», где детям предлагается выбрать сюжетную картинку, придумать и спеть песенку о том, что на ней изображено.
Игра «Догадайся, кто поёт», которая помогает приблизить детей к простейшему песенному творчеству. Правила игры такие: ребёнок на слух определяет тембр голоса поющего ребёнка, который обращается к нему, пропевая его имя на свою придуманную мелодию.
Игра «Кто в гости пришёл?» ориентирована на развитие песенного, а также танцевального творчества. Дети выбирают по желанию маски разных зверей, и голосом своего персонажа, сочиняя песенные импровизации, просятся в домик к Петрушке. Погостив у Петрушки, дети выходят из домика и исполняют танцевальные и игровые импровизации.
На развитие ритмических соотношений, тембрового слуха и музыкальной импровизации мы используем игру «Придумай и повтори». В этой игре участвуют двое детей. Они подходят к столам, на которых лежат одинаковые музыкальные инструменты и встают спиной друг к другу. Один придумывает свой ритм и исполняет его на любом инструменте. Другой должен повторить на таком же инструменте тот же ритм
Для игры «Волшебные превращения» мы используем волшебную палочку, и если ей взмахнуть, то все ребята смогут превратиться в лесных обитателей (или в сказочных героев). Ведущий пытается отгадать, в кого превратился то или иной ребенок.