Лучший педагог года

Самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей дошкольного возраста

Елена Румянцева
Самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей дошкольного возраста

Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из главных форм в процессе развития и воспитания детей в детском саду. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте. Сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, а также сочиняли песни, движения танцев, импровизировали мелодии на музыкальных инструментах - трудная, но важная задача музыкального воспитания.

Публикация «Самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

При организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности мы опираемся на принципы, которые актуальны для современного дошкольного образования, что отражает: учёт возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей; педагогическую поддержку, направленную на оказание помощи ребёнку; профессиональное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя; качественный музыкальный репертуар; систематичность и последовательность в организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Дети овладевают способами самостоятельных действий при соблюдении некоторых педагогических условий. Анализ практики показывает, что её возникновение и развитие обусловлено стремлением ребёнка выразить свои эстетические переживания, возникающие от общения с музыкой, музыкальным искусством. При этом важен актуальный уровень развития певческих, музыкально - ритмических двигательных навыков, навыков восприятия музыки и игры на детских музыкальных инструментах. Для развития творчества дошкольники должны накопить опыт, сформировать навыки и умения. Источником самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребёнка действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок живет в мире музыки. Он с детства слушает магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия, на которых мы, музыкальные руководители, используем разнообразные методы и приёмы, создаём «поисковые ситуации», в которых дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос.

Включаем в музыкальное занятие задания на развитие песенного творчества, например: «Как тебя зовут?», где детям предлагается пропеть свое имя на одном звуке, пропеть свое имя с разнообразными интонациями (грустно или весело, пропеть имя с использованием различного ритмического рисунка. «Спой песню для куклы». Детям предлагается придумать и исполнить песню для куклы (колыбельную, плясовую). «Спой песню, как…» Детям предлагается исполнить знакомую песню, подражая голосам разных животных. «Пропой имя друга» Детям предлагается самостоятельно придумать мелодию к имени своего друга, используя различные вариации, построенные на нескольких звуках. «Закончи мелодию» Детям предлагается закончить песню, начатую музыкальным руководителем.

Используем различные музыкальные игры и задания на развитие танцевального творчества: «Цветочек растет». Детям предлагается изобразить движениями, как из семечка выглядывает росток, как он растет, становится прекрасным цветком. «Прыг-скок». Детям предлагается выполнить прыжки разных животных различными способами. «Снег-снежок». Детям предлагается поймать воображаемую снежинку, превратиться в нее и исполнить танец снежинки. «Дождик». Детям предлагается поймать воображаемую дождинку, перескочить через воображаемую лужу, надеть сапожки и погулять в них по мокрым дорожкам.

В свою работу мы включаем и музыкальную импровизацию. В младшем дошкольном возрасте импровизация исполняется всеми участниками одновременно, в одном образе, например все дети «Петушки», «Зайчики», «Лягушки». В старшем дошкольном возрасте интересны импровизации, в образе группы как единого целого, например, все дети «Огромное облако», или «Ручеёк»

Для импровизации на ДМИ мы используем сказки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить на детских музыкальных или шумовых инструментах. Например:

Наступила осень (звучит бубен). Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги). Подул осенний ветер (раздаются звуки погремушек). Пригнал темные тучи (звуки барабана). Закапал дождик (звучит металлофон, А потом все чаще и чаще (звучит металлофон, Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки или крышки от кастрюли, И деревья зашумели своей листвой (шуршунчики) Где-то далеко застучал дятел (звучат палочки или колпачки, Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свист птички-свистульки). Все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним тёплым денькам (звучат все инструменты). Но вот наступил вечер и стало тихо-тихо.

Всё это развивает креативность, воображение, фантазию, т. е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников. Привыкнув к индивидуальным творческим проявлениям на занятиях, ребёнок пользуется ими по собственной инициативе.

Источником вдохновения для детского творчества являются не только музыкальные занятия, но и праздники, различные виды развлечений (тематические концерты, театральные постановки, музыкальные вечера, игры, и т. д.). Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, развивают инициативу, творческую выдумку.

Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его музыкальных способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания. Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье, где в современных условиях особую роль играют технические средства. Любовь родителей к пению, танцам, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование музыкальных записей оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование. Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.

А также важную роль в развитии самостоятельной музыкальной деятельности имеет профессионально грамотное косвенное педагогическое сопровождение в повседневной жизни ребёнка и гибкий творческий подход воспитателя. В самостоятельной музыкальной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным. Предложения воспитателя должны быть лаконичны и идти как бы от соучастника, они должны быть не инструкциями, как надо действовать, а лишь побуждением, например: «Поиграем в праздник», или: «А хотите, мы все вместе покажем музыкальную сказку. «Интересно послушать наши любимые песенки», или: «Интересно послушать, как ты сыграешь на металлофоне эту попевку, я вот как умею играть»,— показываю прием игры на музыкальном инструменте и тут же отхожу. Также можно и советоваться с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?». В самостоятельной практике детей имеет место и слушание музыки. По их просьбе в группе мы используем магнитофон, и все вместе слушаем вокальную и инструментальную музыку, под которую дети часто придумывают свои танцевальные движения, творческие импровизации. Воспитатель то включается в совместную игру, показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей. Следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, предложить: «Сегодня день рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок - спеть, станцевать, поиграть на музыкальных инструментах. Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани, который пришёл к нам в детский сад после болезни» и т. д. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги, которые произошли в исполнении ребенка: «Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!». А чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, мы систематически, как минимум один раз в месяц, обновляем пособия в музыкальном уголке, пополняем его новыми атрибутами и играми. С помощью музыкального руководителя подбираем музыкальное сопровождение разных мероприятий, фоновую музыку, тем самым обогащаем музыкальные впечатления детей, укрепляем интерес к музыке. Говоря о косвенном влияние педагога на детское музицирование, мы имеем ввиду особые, очень тонкие методические приёмы, а именно создание условий, стимулирующих эту деятельность, и ненавязчивый характер действий самого педагога.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые помещаются в музыкальный уголок группы, где дети могут в течение дня играть в них самостоятельно. Для развития песенного творчества мы часто используем «Музыкальное лото», где ребёнок пробует сочинить попевку - название животного, изображенного на картинке.

Ещё одна игра на развитие песенного творчества «Весело-грустно» - где ведущий показывает картинку с весёлым или грустным сюжетом, а играющий ребёнок сочиняет мелодию весёлого или грустного характера. Например, если на картинке изображён дождливый день, то можно сочинить мелодию на такой текст: «Дождь идёт весь день с утра. загрустила детвора», а если солнечный день, то: «Светит солнышко с утра…веселится детвора». За выполненное задание ребёнок прикрепляет к карточкам прищепки с лучиками для солнышка, или капельками для тучки.

Музыкально-дидактическая игра “Весёлый почтальон» используется для развития песенного, танцевально-игрового творчества и закрепления пройденного музыкального репертуара. Ребёнок – почтальон отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел. В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её и по сюжету карточки придумывают песенку, танец, или исполняют знакомый музыкальный материал.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Например, игра на развитие песенного творчества «Сочини песенку», где детям предлагается выбрать сюжетную картинку, придумать и спеть песенку о том, что на ней изображено.

Игра «Догадайся, кто поёт», которая помогает приблизить детей к простейшему песенному творчеству. Правила игры такие: ребёнок на слух определяет тембр голоса поющего ребёнка, который обращается к нему, пропевая его имя на свою придуманную мелодию.

Игра «Кто в гости пришёл?» ориентирована на развитие песенного, а также танцевального творчества. Дети выбирают по желанию маски разных зверей, и голосом своего персонажа, сочиняя песенные импровизации, просятся в домик к Петрушке. Погостив у Петрушки, дети выходят из домика и исполняют танцевальные и игровые импровизации.

На развитие ритмических соотношений, тембрового слуха и музыкальной импровизации мы используем игру «Придумай и повтори». В этой игре участвуют двое детей. Они подходят к столам, на которых лежат одинаковые музыкальные инструменты и встают спиной друг к другу. Один придумывает свой ритм и исполняет его на любом инструменте. Другой должен повторить на таком же инструменте тот же ритм

Для игры «Волшебные превращения» мы используем волшебную палочку, и если ей взмахнуть, то все ребята смогут превратиться в лесных обитателей (или в сказочных героев). Ведущий пытается отгадать, в кого превратился то или иной ребенок.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие»Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие» Художница На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки,.

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей в утреннее и вечернее время»Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей в утреннее и вечернее время» Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую среду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки»Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки» Аппликация «Разноцветные рыбки» Цель: создать условия для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Музыкально-творческая деятельность на уроках музыки Музыкально творческая деятельность на уроках музыки- Добрый день, уважаемые коллеги! -Как у вас сегодня настроение? -Пусть хорошее настроение.

Самостоятельная деятельность детей 2–3 лет. ФотоотчетСамостоятельная деятельность детей 2–3 лет. Фотоотчет Наконец- то пришло лето! Правда лето не очень то жаркое. Скажем, совсем прохладное. Рано на улицу в такую погоду не выйдешь. А малышам очень.

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть)Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть) Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (1-я часть).Дошкольный возраст - уникальный период развития самостоятельности. В режиме дня.

Самостоятельная игровая деятельность детей средней группыСамостоятельная игровая деятельность детей средней группы Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно поэтому в своей практике я использую различные виды игр. Дошкольное детство.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей по теме «Грибы»Самостоятельная продуктивная деятельность детей по теме «Грибы» Здравствуйте, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня хочу предоставить Вашему вниманию отчёт по продуктивной.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 20:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД