МААМ-картинки

Консультация «Самостоятельные дети»

Юлия Меньшикова
Консультация «Самостоятельные дети»
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ. Самостоятельность – КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ.

Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим). Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы.

Публикация «Консультация „Самостоятельные дети“» размещена в разделах

Миша подметал пол (его попросила учительница, но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?»мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».

Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.

МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Например, на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность, «Учите ли вы их этому?»родители учащихся младших классов отвечают:

«Нет, особенно не замечаю»,

«Не хотят они никакой самостоятельности»,

«Какая тут самостоятельность – малы еще».

На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это они от случая к случаю, несистематически: «Некогда этим заниматься». ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО СЕТУЮТ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫ : «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать».

Рассмотрим этапы развития самостоятельности :

Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичнойсамостоятельности).

Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

Проанализируем пример заблуждений родителей по поводу предъявления требований к самостоятельности детей.

Мама жалуется учителю на свою дочь: «Надя привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю, не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она должна чему-то учиться. Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и бабушка». «А чего именно она не умеет?» «Да ничего. Веник в руках держатьне может. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится. Вы не представляете, сколько сил затратили, чтобы научить ее зажигать спички! Но все равно, обед сама не разогревает, ждет меня до вечера!»

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ.

Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок. Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком» : что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.

ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужнодоброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков. КОГДА ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА КРИК, ВЫ УНИЧТОЖАЕТЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГОВОСПИТАНИЯ, рождаются основания для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать?

Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ», «ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций: убрать всю комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно приниматьрешения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например:

«Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать, как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) и подвижные игры. Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу

дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Итак, больше доверия, больше самостоятельности и поощрения – таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу многократно, он овладеет устойчивыми навыками этой деятельности и будет хотеть заниматься ею самостоятельно.

Публикации по теме:

Консультация «Дети учатся понимать мир и себя» В младшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется адаптации малышей к режиму детского сада, формированию навыков самообслуживания.

Консультация для педагогов. Речевая среда и дети. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Консультация для родителей «Дети-манипуляторы» Дети - манипуляторы Уже с самых ранних лет проявляются манипуляции другими людьми. В своих слабостях дети сильнее взрослых. Одни дети для.

Консультация для родителей «Дети спешат на помощь»Консультация для родителей «Дети спешат на помощь» За последние годы появилось много бытовой техники, которая облегчает хозяйственные заботы. Для родителей встаёт вопрос: «Надо ли приучать.

Консультация для родителей «Играют дети — играем вместе». Консультация для родителей «Играют дети – играем вместе» (из опыта работы). Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь.

Консультация для воспитателей «Агрессивные дети» Агрессия – готовность к действию, нападение (в переводе с латинского языка) Агрессию нельзя путать с конфликтностью, враждебностью, жестокостью.

Консультация «Речевая среда и дети» Консультация\r\n \r\nТема: «Речевая среда и дети» ДОУ – детский сад Компенсирующего вида №7 Воспитатель: Орлова Т. А. Овладение родным.

Консультация «Почему дети едят снег?»Консультация «Почему дети едят снег?» Ответьте на вопрос: «Почему дети едят снег?» Потому, что снег похож на мороженое; Потому что быстро тает во рту.

Консультация для родителей «Родители и дети» Консультация для родителей. Во все времена, роль семьи имела и имеет огромное значение в развитии и воспитании ребенка. Основным аспектом.

Консультация «Зачем и почему рисуют дети?» Ведущая роль в становлении культуры личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Самостоятельные дети»
Опубликовано: 27 мая 2017 в 21:54
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Самостоятельные дети»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Меньшикова (УИ 630062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД