Козлова Антонина
Сборник упражнений для развития речи малышей
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте речь характеризуется ограниченным словарным запасом, использованием упрощённых слов и неправильным произношением некоторых звуков. Это связано с недостаточным развитием речевого аппарата и слабым речевым дыханием, обусловленными возрастом. Существует множество развивающих упражнений, игр и методик, направленных на решение этих проблем.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
Публикация «Сборник упражнений для развития речи малышей» размещена в разделах
• Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
• Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
• Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
• Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
2. Развиваем артикуляционные мышцы:
Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
Показываем зубы – «У кого есть зубки!»
«Лакаем молоко» как кошка
3. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
4. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
• Топ-топ;
• Хлоп-хлоп;
• Прыг-прыг;
• Бип-бип (Нажимаем на носик)
• Туда-сюда (Повороты корпуса)
• Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Несформированное слуховое восприятие оказывает влияние на развитие речи. Ребёнок не может внимательно и сосредоточенно слушать и слышать, поэтому плохо воспроизводит звуки. Если ребёнок хорошо различает неречевые звуки, то фонематический слух (умение различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Кто сказал «мяу»
Включаете аудиозапись с голосами разных животных. Ребенок должен услышать и назвать, кому из животных принадлежит голос.
«Угадай, на чем играю»
Взрослый демонстрирует ребёнку музыкальные инструменты, называет их и объясняет, как они звучат. Затем, нужно спрятать игрушки за ширмой и начать играть на них, меняя инструменты. Малыш должен определить, «чья песенка слышна», ориентируясь только на звук.
«Солнце или дождик?»
Взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«Где позвонили?»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.