МААМ-картинки

Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО

Анастасия Уварова
Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО
▼ Скачать + Заказать документы

АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Использование игр и игровых упражнений с песком, в коррекции мышления и речи у детей со сниженным интеллектом»

на основе АООП для детей с интеллектуальными нарушениями

и методик О. А. Старостина и О. Н. Никитиной

Разработала:

разработала - учитель-дефектолог

МБДОУ "Детский сад №118"

Публикация «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО» размещена в разделах

Уварова А. С.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – реалия современной педагогической практики. Введение ФГОС дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ОВЗ. Включенный в пространство образовательного учреждения, воспитанник с ограниченными возможностями здоровья нуждается в коррекционно-педагогическом сопровождении, одной из задач которой является создание адекватных условий воспитания и обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (плассотерапия). При этом решалась поставленная цель - создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми, посредством технологии песочная терапия. Мною были выбраны определённые образовательные области, в которой на мой взгляд наиболее разумно применение техник, игр, игровых упражнений с использованием песка — это развитие мышления и развитие речи.

Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:

• во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

• в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь, моторика, мышление.

Для организации игр на песке необходимы следующие принципы:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.

Занятия с песком многофункциональны, может решать сразу несколько задач, таких как:

1) стабилизация эмоционального состояния детей;

2) развитие мышления.

3) развитие познавательных способностей детей;

4) развитие сенсорного восприятия;

5) развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;

6) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;

7) развитие речи, фонематического слуха;

8) обучение навыкам письма и чтения;

9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);

Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно. В работе используются, как круглые, так и прямоугольные песочницы.

На своих занятия я часто использую следующие упражнения и игры :

Развитие мыслительных процессов

Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т. д. также при использовании игровых моментов в песочнице.

Развитие зрительного восприятия и речевых высказываний.

1. Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета и назвать его.

2. Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке и назвать его.

3. Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.

4. Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению и назвать его.

5. Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т. д.

Развитие пространственной ориентации

Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т. д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.

Развитие внимания и речи

Такие свойства внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга оказывают сильное влияние на развитие речи.

Предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками). После выполнения задания всё нарисованное называем.

Актуализация знаний элементарных математических представлений:

1. Повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.

2. Закрепление знаний изученных геометрических форм.

3. При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.

4. Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т. д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.

5. Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.

Развитие различных видов памяти и речи

1. Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице и назвать их.

2. В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности, проговаривая что делает

3. В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.

Обучение грамоте.

1. «Напиши на песке» – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.

2. «Буква потерялась». Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т. д., пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даё т положительные результаты:

- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;

- развивается мелкая моторика рук;

- развивается мышление,

- развивается память, внимание, восприятие;

- развивается фонематический слух и восприятие;

- развиваются коммуникативные навыки;

- расширяется словарный запас;

- развивается связная речь;

- происходит освоение навыков чтения и письма;

- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Проведение ролевых игр в песочнице способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.

Таким образом игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе дефектолога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.

Игры с кинетическим песком

«Ямки на песочной поляне»

Цель: Формирование у детей с умственной отсталостью сенсомоторной координации. Закрепить с детьми сенсорных эталонов трёх основных форм и геометрической терминологией. Учить детей зрительно различать форму плоских фигур. Формировать мелкую моторику рук.

Оборудование: кинетический песок, цветные вкладыши 3 основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Инструкция: на нашей песочной поляне появились ямы разной геометрической формы. Чтобы никто не упал в эти ямы давайте закроем их крышками. Возьмите крышечку подходящей формы и закройте ямку. Усложнение — детям предлогаеться выбрать крышечки одного цвета, или закрыть только треугольные (квадратные, круглые) ямки. и. т. д.

«Цветная песенка»

Цель: Формирование у детей с умственной отсталостью умения воспроизводить различный заданный педагогом ритмический рисунок. Развитие звуковых сенсорных эталонов. Развитие слуховой памяти. Отработка произносительных навыков отдельных слогов и звуков.

Оборудование: Кинетический песок, круглые вкладыши (камешки, мазаика) трёх контрастных цветов (красный, жёлтый, синий, герой (кукла, мишка, машинка и. т. д.)

Инструкция: На столе из кинетического песка сделаны три дорожки одинаковой длинны. Педагог на дорожках выкладывает круглые «камешки» каждая дорожка своего цвета. Первая дорожка РОВНАЯ, «камешки» лежат рядом друг с другом …., не оставляя свободного места.

Вторая дорожка С ЯМАМИ камешки лежат на расстоянии 2 см. друг от друга (.. .. .). Третья дорожка СМЕШАННАЯ, «камешки» лежат по два (три) рядом, далее расстояние в 2 см и снова группа «камешков» (.. ..). Педагог показывает детям дорожки, обговаривает условия прохождения по дорожкам и просит пройти по ним произнося определённым заданным педагогом звуком или слогом. Можно помогать себе пальцем, произнося звук или слог показывать на каждый «камешек». Например — ля-ля-ля. Ровная дорожка будет звучать, как ляляляляля, с ямами ля—ля—ля—ля. Смешанная дорожка ляля—ляля—ляля.

Усложнение: педагог знакомит ребёнка с героем, который тоже хочет походить по волшебным звуковым дорожкам, а затем просит ребёнка закрыть глаза и отгадать на слух по какой цветовой дорожке идёт герой.

«Цветное пианино»

Цель: Развитие у детей с умственной отсталостью мелкой моторики, координации, точности и последовательности движения пальцами. А так же пространственных ощущений, сенсорного тактильного восприятия. Отработка произносительных навыков отдельных слогов и звуков.

Оборудование: Кинетический песок, круглые вкладыши (камешки, мазаика) различных цветов.

Инструкция: На столе из кинетического песка сделана дорожка. Педагог на дорожке выкладывает пять круглых «камешков» одного, либо разных цветов. Ребёнку предлагается нажать на «камешек» поочерёдно каждым пальцем начиная с большого (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). При этом произнося заданный педагогом звук или слог.

Усложнение: увеличение темпа движения, и подключение второй руки.

Использованная литература

1. Алехина, С. В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. – М. : МГППУ, 2012.

2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой : Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.

4. Е. А. Екжанова «Формирование мышление у детей со сниженным интеллектом».

5. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке : практикум по песочной терапии. Спб. : Речь, 2010.

6. О. Н. Никитина «Весёлые песчинки»дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста. М, : 2015 г.

7. О. А. Старостин «Пласотерапия» - Авторский метод применения пластично-подвижного песка в психотерапии, психолого-педагогической практике и дефектологии. ; https://www/imaton.ru/semiars/primenenie-plastichno-podvizhnogo-v-psikhoterapii/

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Картотека игровых упражнений на прогулке для детей 5–7 лет Игровые упражнения для детей 5- 7 лет. 1. «Ловкие ребята». Играющие распределяются на тройки и встают треугольником (расстояние между детьми.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Мастер-класс для родителей «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми младшего возраста» Мастер- класс для молодых родителей на тему: «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми младшего возраста».

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 12:07
+153Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Уварова (УИ 797612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД