Ирина Гурова
Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация, коллаж, совместное творчество по изготовлению поделок и др., что, в свою очередь является элементами арт-терапевтических технологий.
Коллаж (от фр. collage – наклеивание, приклеивание, оклеивание) – обозначает «Всякая всячина», т. е. техника, предполагающая соединение в одном произведении разнородных элементов (различных по происхождению, материалу, контрастных по стилю и т. п.). Коллаж – разновидность аппликации (от латинского applicotio – прикладывание).
Публикация «Использование техники „коллаж“ и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Техника «коллаж» заключается в создании изображений путём наклеивания на какую-либо основу различных элементов (картинок, предметов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Они могут быть из бумаги разных видов, картона, фольги, ткани, ниток, кожи. Так, в отличие от сходной техники аппликации в коллаже используют разнородные материалы, различающиеся по своей природе и различные технические приёмы их соединения, например: ткани и картона, холста и металлической фольги. Всё в целом и образует желаемую композицию.
Идея использования техники «коллаж» пришла во время реализации в нашей группе проекта «Умелый карандаш и его друзья». Темой и главной целью проекта являлось создание условий для формирования полноценных графо-моторных умений у воспитанников. И на своих занятиях (в процессе логопедической работы) я старалась использовать как можно больше средств для развития ловкости пальцев рук, что обеспечило бы достижение этой цели. И вот тогда впервые я попробовала использовать не только карандаш, но и кисточку.
Самый первый коллаж, который мы изготовили вместе с детьми на занятии, назывался «Полезные и вредные продукты». Основа – картонная сумка была разделена на две части, обозначенные разными цветами – одна для наклеивания изображений «полезных», вторая – «вредных» продуктов. Эта часть занятия была проведена с целью уточнения, активизации словарного запаса воспитанников по теме «Продукты питания». Воспитанники проявили большую увлечённость. Активность детей и темп деятельности во время выполнения игрового задания были очень высокими; высказывания о продуктах на данном занятии были интересными, разнообразными, полными. Поэтому было решено использовать такой метод в дальнейшем.
Так изготовление коллажей и других работ с элементами аппликации закрепилось на моих занятиях.
Использование техники «коллаж» на логопедических занятиях предоставило мне возможности для повышения мотивации к выполнению заданий, преодоления неуверенности, развития коммуникативных способностей, зрительно-моторной координации, подготовки руки к письму, развития всех сторон речи. Очень важно то, что такие занятия всегда оказывались эмоционально окрашенными, увлекательными для детей.
Особенно хочется отметить значительное повышение двигательной, умственной и речевой активности на логопедических занятиях.
Важно и то, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов, что также оказывает положительное влияние на развитие речи и других психических процессов.
Все предметы (картинки, с которыми действуют дети и коллажи, которые создаются ими в результате данной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых игр и упражнений. В них наглядность представлена детскими работами, а не обычным иллюстративным материалом. Для многих дошкольников это обстоятельство имеет большое значение.
«Коллаж» можно использовать при решении практически всего спектра задач логопедической коррекции как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Так, в процессе коррекционно-педагогической деятельности я ставила следующие задачи:
- расширять, уточнять, активизировать, словарный запас;
- развивать грамматический строй речи;
- способствовать развитию связной речи;
- автоматизировать, дифференцировать поставленные звуки;
- развивать фонематические процессы;
- развивать буквенный гнозис;
- развивать зрительно-моторную координацию, графо-моторные умения, внимание, память, мышление, творческие способности.
Игры и игровые упражнения на основе коллажа на логопедических занятиях чаще всего имеют особенности:
- нет чёткого замысла изображения,
- нет готового образца,
- нет строгих правил выполнения.
При этом есть чёткая дидактическая и игровая задача, в соответствии с которой выполняется работа (коллективная или индивидуальная).
Процесс изготовления коллажа по праву можно считать дидактической игрой. Все коллажи в дальнейшем можно использовать как наглядные пособия для игр и занятий.
Количество наклеиваемых элементов зависит от содержания работы (коллажа). А от содержания работы, в свою очередь, зависит форма организации деятельности (коллективная или индивидуальная). Важное значение имеет и возраст воспитанников. Так, технические навыки детей подготовительной к школе группы уже выше, поэтому они успевают подбирать и наклеивать больше элементов.
Некоторые игровые задания предусматривают однократное действие: подбор, расположение на основе и наклеивание ребёнком какой-то одной картинки, например, как в игре «Торт для кота Тома» на занятии по теме «Звук [Т]. Игры с котом Томом». Основой коллажа в данном случае являлось изображение торта, для которого детям нужно было подобрать украшения. Они представляли собой картинки, имеющие в названии звук [Т]. Каждый ребёнок в ходе игры выбрал нужную картинку и украсил ею торт. Аналогичные приёмы были использованы при изготовлении коллажей и на других занятиях по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте: «Цветок для мамы курицы» («Звук [Ц]. Цыплёнок Цып в гостях у детей», «Поезд» («Звук [Н]. Кукла Нонна», «Сонина сумка» («Звук [С]. Соня идёт в магазин») и др. Основой для данных коллажей являлись изображения предметов (цветка, поезда, сумки и т. п.). Каждый ребёнок нашёл картинку, имеющую в названии заданный звук. Далее дети самостоятельно выбрали место для своих картинок и приклеили их.
Если это большая работа, то времени для наклеивания на групповом занятии недостаточно, поэтому дети подбирают картинки, раскладывают на основе, запоминают их расположение, проговаривают соответствующие слова, предложения. Затем, на индивидуальном занятии или вечером с воспитателем каждый ребёнок вспоминает свои картинки и уже наклеивает их. При этом речевой материал закрепляется. Примерами таких работ являются коллажи – буквы с наклеенными на них картинками, имеющими в названии соответствующий звук.
На некоторые буквы коллективно наклеивались картинки-раскраски. Таким образом, у детей была возможность позже их раскрасить. Возможны также варианты коллажей, где можно раскрасить основу.
С целью развития у детей навыков чтения слогов из изученных букв создавались коллажи «Научим читать Винни-Пуха и Пятачка». Дети с удовольствием прочитывали для персонажей вырезанные из газетных заголовков слоги и наклеивали их на основы – шарики.
Технику «коллаж» можно успешно использовать с целью автоматизации и дифференциации звуков на индивидуальных занятиях. Так, например, с целью автоматизации звука [Ш] был изготовлен коллаж «Новогодние подарки», в качестве основы для которого было использовано изображение праздничного мешка. Ребёнку нужно было выбрать и наклеить картинки-подарки для мишки, имеющие в названии автоматизируемый звук (шар, машину, шишку и др.).
С целью дифференциации звуков [С] и [Ш] с несколькими воспитанниками был изготовлен коллаж на тему «Поможем сове Соне и мишке Шалуну». Основой коллажей служили картинки – изображения двух шкафов. В каждом шкафу – три полки. Задачей детей было не только разложить (наклеить) картинки в соответствии с наличием дифференцируемых звуков в словах, но и с учётом их позиции (в начале, середине и конце).
Аналогичные коллажи по автоматизации и дифференциации звуков были изготовлены по темам «Что везёт машина?» ([Л], «Говорящее дерево» ([Р], «Кому что нужно?» ([С] -[С’] -[З]- [З’], «Картинки подбираем – слова называем» ([Л] -[Л’] -[Р]- [Р’]) и др.
Изготовление коллажа значительно повышает активность воспитанников и на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Так, например, с воспитанниками подготовительной к школе группы на занятии по теме «Поздняя осень» дети выполнили сюжетный коллаж. Это позволило закрепить с детьми все признаки изучаемого периода осени, составив при этом предложения разных типов. Это значительно повысило результативность запоминания детьми текста для пересказа о поздней осени в следующей части занятия.
На групповых и индивидуальных занятиях были созданы также предметные и сюжетные коллажи с целью развития лексико-грамматической стороны речи по темам «Вспомним лето», «Яблоня», «Осеннее дерево», «Зимнее дерево», «Цветущее весеннее дерево», «Новогодняя ёлочка», «Наведём порядок (мужская и женская одежда и обувь)», «Овощи и фрукты», «Карельский лес» и др. При их изготовлении были использованы бумага, картон, вата, пряжа.
В рамках проекта «Умелый карандаш и его друзья» на индивидуальных занятиях с каждым воспитанником мы выполнили работу (разворачивающуюся открытку) «Я под зонтиком гуляю» по лексической теме «Осень» с целью составления творческого рассказа. Данная работа предусматривала соединение нескольких техник и способов изображения: коллаж (наклеивание фигурки-раскраски мальчика или девочки, раскрашивание её карандашами, аппликацию (вырезание и наклеивание осенних листьев, оригами (складывание и наклеивание зонта, рисование фломастерами (земля, лужи, дождь). Изготовление открытки происходило в течение нескольких логопедических занятий, занимая одну из его частей. Данная работа оказалась действенным способом активизации речевых высказываний о времени года, погоде, одежде детей, их предполагаемых действиях (куда идёт, зачем? и т. п.). В итоге детьми были составлены интересные творческие рассказы «Я под зонтиком гуляю» во время изучения лексической темы «Осень».
Таким образом, изготовление коллажей и использование элементов аппликации на логопедических занятиях позволяет сделать деятельность детей интереснее и разнообразнее, что, в свою очередь, помогает эффективно решать все коррекционно-развивающие задачи.