Анна Романченко
Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование
нейропсихологичеких технологий
в коррекции речевых нарушений
у детей дошкольного возраста
Современная логопедия богата огромным разнообразием как традиционных, так и нетрадиционных технологий. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия все чаще использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для нее технологии, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Публикация «Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
И сегодня я хочу поделиться опытом использования элементов нейропсихологической технологии, которые я включаю в структуру подгрупповых и индивидуальных занятий.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков:
-согласованность движений рук
- согласованность движений глаз
А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Например: игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком. Например: У Савы кактус, а у Алисы сумка.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.
На обратной стороне доски более усложненный вариант. Это выпуклый вид спирали, где нужно водить мелками. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
Следующее упражнение, которое я использую в своей работе «Веселые палочки». Для этого на стол надо положить 10-15 палочек. Ребенку необходимо собрать все палочки в кулак по одной сначала правой, затем левой рукой, а потом обеими руками одновременно.
Игра «Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Мы сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки. Это нейроигра также на работу рук, межполушарных связей и на автоматизацию звука.
Еще в своей работе использую кинезиологические упражнения. Например, всем известное упражнение «Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Но выполняет он это упражнение, стоя на балансировочной доске. Цель этого упражнения – развитие межполушарного взаимодействия, осознание схемы тела и баланса. Упражнения на балансире способствуют концентрации внимания и собранности, подходит для развития координации движений и улучшения осанки.
Таким образом, использование нейропсихологических технологий способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и дает возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Подготовила: учитель – логопед
Романченко Анна Владимировна