Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Оксана Денисенко
Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

В наше время использование информационно- компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Ресурсы ИКТ разнообразны, их выбор зависит от задач, которые стоят перед педагогом. Владение инфомационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим ёё функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей. Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять. Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей. В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» в п. 5.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ позволяет в наиболее доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. С помощью ИКТ возможна эффективная интеграция образовательных областей, особенно гармонично сочетаются музыкальная и художественно–изобразительная деятельность. ИКТ несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — сказал мудрец. Важнейшим средством приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям является русская культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале. С помощью ИКТ можно знакомить воспитанников с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Совмещение слайдов с видеорядом наглядного материала и музыкальных фрагментов способствуют развитию эстетического вкуса у детей, создают творческую атмосферу на мероприятии.

Способы использования ИКТ:

• Интерактивные (виртуальные экскурсии).

• Презентации, видеопрезентации.

• Рисование с помощью графических редакторов.

• Электронные энциклопедии и др.

1. Интерактивные (виртуальные экскурсии)

Вы хотите познакомить детей с миром театра? Используйте ресурсы сети интернет. Сайты большинства театров позволяет зрителю увидеть его обустройство, даже не заходя в него. Дети подробно смогут рассмотреть афишу, гардероб, гримерную, костюмерную. Они побывают на сцене, в зрительном зале, заглянут за кулисы. (рассмотреть на примере вместе с воспитателями в зале, зайти на сайт «Театр-театр» https://teatr-teatr.com/teatr/bigstage/

«Путешествие в мир искусства», «Выставки произведений М. В. Васнецова, Врубеля, Билибина», «Экскурсия в музей». Такие экскурсии позволяют ребенку стать участником событий данной экскурсии.

Не знаете, как рассказать детям о редких профессиях? И истории их возникновения? Виртуальная экскурсия для вас находка! С помощью ИКТ можно посетить, например типографию, узнать, как ее работники печатают газеты, журналы, книги.

2. Видео - игровые и интерактивные презентации, видеопрезентации.

Презентации используются для того, чтобы познакомить, например, детей с народными промыслами, работами каких-то мастеров и тд. Например показать видеофрагмент поэтапного изготовления горшка на гончарном круге.

Можно оформить презентацию с трогательным поздравлением для мам. Можно создать видеообращение сказочных персонажей. Ознакомление с музыкальными инструментами, как они звучат? Музыкальные викторины. Музыкальные дидактические игры и видеооркестры.

Слайд-шоу. Наглядный материал, используемый в слайд-шоу, дает

возможность выстроить объяснение логично и научно, наглядно продемонстрировать изучаемый материал (например, по произведениям живописи и их авторам. Его использование способствует расширению знаний дошкольников по изобразительному искусству, развивает художественное восприятие произведений изобразительного искусства).

3. Рисование с помощью графических редакторов.

Дошкольники любят рисовать. Вы можете познакомить их с возможностями графического редактора-программой для создания графических изображений на компьютере. Дошкольникам можно предложить создать картинки, поздравительные открытки, приглашения на утренник, театральные билеты и тд. Закрепить навыки работы в графическом редакторе дети могут дома, выполняя с родителями небольшие задания: изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и др.);

пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки; раздаточный материал на занятиях (счетный, развивающий, поощрительный); материал для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т. п.).

4. Электронные энциклопедии.

Ответы на вопросы маленьких почемучек ищите в электронных энциклопедиях. Они содержательны, интересны по форме, включают красочные иллюстрации. Тематические разделы разнообразны и не ограничены книжным форматом. (http://poznaiko.ru/) (При знакомстве детей с храмовой архитектурой неоценимую

помощь оказывают мультимедийные энциклопедии, позволяющие расширять представления детей по данной теме. Благодаря анимационным эффектам можно подробно рассмотреть специфику храмовой архитектуры, все её элементы: купола, арки, колонны, барабаны, световые окна и другие. В представленной энциклопедии дети рассматривают Храм Василия Блаженного, Исаакиевский собор и др.)

5. При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности можно использовать домашний кинотеатр, центр - караоке, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями. Использование в процессе воспитательно-образовательной работы интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.

6. Особое внимание хочу уделить мини-играм (мини-задания, тест-задания, тест-игры). Они сопровождают и виртуальные экскурсии, и путешествия, развлечения, и непосредственную образовательную деятельность, из них составляются викторины. Мини-игры состоят из 1-5 слайдов с 2-4-мя картинками на каждом, из которых нужно: а) выбрать правильную (ответ на вопрос, б) исключить лишнюю, соответственно заданию.

Мини-игры на внимание, способствующие формированию у ребенка сенсорных эталонов: «Найди отличие», «Найди форму (цвет)», «Что лишнее?», «Замок с секретом», "Испечём торт на день рождения".

Ориентировка на плоскости (в пространстве): «Составь натюрморт», «Составь пейзаж» развивается понятие близко-крупно-большой, далеко-мелко-маленький.

Развитие памяти: «Узнай сказку (картину) по фрагменту», «Чья тень?», «Найди фрагменты картин».

Интеграция музыкального и художественного творчества «Подбери музыку к картине», «Какой инструмент может озвучить картину?», «Настроение в живописи и музыке».

Систематизации и классификации: «Что лишнее?», «Из чего составим натюрморт?» на дифференциацию цвета, жанров и видов картин.

Исследования «Смешивание красок» и так далее.

7. Ещё одной интересной формой работы с дошкольниками является загадывание загадок. Это очень познавательное и при этом интересное развлечение. Использование мультимедийных загадок в реализации образовательной области художественно эстетическое развитие помогает формировать элементарные представления о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Вам представлены загадки на такие темы как: жанры живописи, средства рисования, народные росписи. После прочтения и отгадывание загадки появляется изображение с ответом. Такой приём вызывает у детей большой интерес и позволяет ребёнку самостоятельно себя проконтролировать.

Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в детском саду – это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов. Компьютер используют при разработке дидактических игр, сценариев к праздникам и другим мероприятиям, для обмена опытом, при знакомстве с периодикой и наработками других педагогов, проведении ООД, совместных родительских – детских праздников с применением мультимедийных презентаций.

Использование современного оборудования позволяет педагогу сэкономить массу времени и заменить основную часть наглядных пособий и моделей.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:

1. Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.

2. Позволяет ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

3. Позволяет привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

4. Способствует повышению профессионального уровня как педагога, активизирует на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей.

Во всей этой работе педагогу помогают такие компьютерные программы как:

• Microsoft Word – для работы с текстом;

• PowerPoint – для создания презентаций;

• Adobe Audition – для работы с музыкальными файлами;

• Photoshop – для работы с фотографиями;

• Nero express – для записи информации на диск;

• Nero vision – для работы с видео файлами;

• Adobe Reader – программа для работы с отсканированным текстом;

• ProShow Producer – создание видеоклипов, флэш презентаций;

• Internet Explorer – выход в Интернет;

• Win ZIP Win RAR – архиваторы;

• Movavi – видео конвертер.

Таким образом, сочетание разнообразных форм подачи информации может оснастить содержание союза литературы и живописи, книги и музыки, слова и художественной деятельности детей, что содействует художественному развитию и эстетическому воспитанию личности дошкольника. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал ребят.

Но! Компьютерные технологии - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Они стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителями, самообразования.

Если педагог грамотно организует образовательную деятельность, дети не зациклятся на примитивных компьютерных играх. Правильный режим работы за компьютером позволит избежать негативного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка, предотвратит раннюю зависимость и искусственную аутизацию!

Публикации по теме:

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Понятие искусства Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: • в узком смысле это специфическая.

Обобщение опыта «Использование нетрадиционных техник в художественно-эстетическом развитии детей» Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня хочу рассказать вам о художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста и поделиться опытом.

Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования.

Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Обобщение опыта. «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • День Победы, 9 мая
  • Экология
Автор публикации:
Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 мая 2019 в 14:05
+359Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 119.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 июня. День поделок из кукурузного талаша на МААМ

Наступает пора созревания и уборки кукурузы. А это значит, что люди творческого склада могут рассчитывать на большое количество замечательного природного материала для создания поделок – кукурузного...

27 июня. Всемирный день рыболовства

«Ловись, рыбка, большая и маленькая» — известная поговорка из русской народной сказки вполне может стать девизом Всемирного дня рыболовства, который отмечается 27 июня. Это праздник профессионалов и...

Фотоотчет мероприятия по безопасности дорожного движения «Юный пешеход»
Мероприятие по безопасности дорожного движения "Юный пешеход" проводилось в рамках сетевого взаимодействия среди детских садов московского района г....
Детский мастер-класс коллективной работы «Весёлый паровозик с колесами сердцевинок от...
Цель: изготовление поделки весёлого паровозика с фотографиями детей. Задачи: Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия...
Мастер-класс по изготовлению рыбок из поролона для игры «Рыбалка»
27 июня. Всемирный день рыболовства Назначение: для макета, сюжетной игры, оформления. Цель: формирование конструктивных умений, развитие мелкой...