Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

Юлия Григоркевич
Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательный процесс должен выстраиваться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому все большую популярность приобретает использование социо-игровых технологий. Разработаны они изначально для школы известными педагогами Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатовым, но с большим успехом могут использоваться в детском саду.

Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е. Е. Шулешко, Т. В. Тарунтаевой и О. В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.

Назначением социо-игровой технологии является организация собственной деятельности детей, то есть той, которой ребенок хочет заниматься, в которой он слушает, говорит, смотрит, делает (деятельность на основе постоянного общения).

Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора внутри отдельных микрогрупп по 3-6 человек и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо. Это позволяет раскрыть индивидуальные возможности и способности детей, активизировать каждого ребёнка с учетом его личных особенностей, пола, интересов, желаний, потребностей.

Использование в работе с детьми социо-игровой технологии помогает мне:

1. Формировать у дошкольников навыки дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

2. Развивать у детей навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

3. Развивать взаимодействие ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

4. Развивать у детей умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

5. Создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Деятельность детей организую,учитывая следующие принципы руководства:

• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть,

организует игры, выдумывает их.

• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям

предопределяет снятие страха ошибки у детей.

• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и

навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих

действий общим правилам.

• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в

разных уголках группы.

• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся

соучастниками игры.

• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и

просто, а что трудно – то интересно.

• Движение и активность.

• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в

четвёрках и тройках.

• Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и

наловишь с десяток.

Элементы социо-игровой технологии применяю как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Используя данную технологию,придерживаюсь следующих правил:

1. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом.Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

2. Работа организуется малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.

При делении на группы используем разные способы:

• по цвету волос, глаз, одежды;

• чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

• кто на каком этаже живет;

• четный- нечетный, однозначный- двузначный номер квартиры;

• найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится;

• с помощью разрезных картинок;

• с помощью считалок и т. д.

3. «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами (выбирают считалочкой) и он должен постоянно меняться.

Команды общаются между собой в группе и между группами,придерживаясь определенных правил:

• Один за всех и все за одного;

• Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.

• Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.

• Когда работаешь, не мешай другим.

• Справился сам, помоги другу.

• Главное - не бояться доказывать свою правоту.

• Умей принять помощь.

4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, в этом помогают песочные часы. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию видеозарисовки некоторых

игр, которые мы используем с детьми. Они для детей интересны, всегда вызывают желание принять участие в деятельности.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей,которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. Я их провожу в начале образовательной деятельности, можно их использовать и в течение дня, как организующий момент (видео)

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате, удобнее в спортивном, музыкальном зале или на улице. Организовывать их может как взрослый, так и дети

Анализирую результаты своей деятельности,на данном этапе могу отметить следующие позитивные моменты:

Повысился уровень познавательной активности детей, уровень знаний и умений в различных видах деятельности.

У детей появилось чувство сплоченности, сопереживания друг за друга, они учатся самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

В процессе внутригруппового общения создаются благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» со стороны педагога.

Сегодня с уверенностью могу сказать, что социо – игровые технологии помогли мне ближе узнать детей, понять их и создать такие условия, в которых они учатся эффективно взаимодействовать – договариваться, уступать, оказывать и принимать помощь.

Но есть и определенные сложности в использовании данной технологии. Так для меня сложным стало то обстоятельство, что во время проведения игр и занятий в социо – игровом стиле мне отводилась лишь роль координатора действий, а роль оценщика, «судьи» должны были выполнять сами дети. Зачастую я была ориентирована на то, чтобы задание у каждого ребенка, у каждой группы обязательно получилось. А как показал мой опыт, на самом деле дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому не нужно лишать их возможности набираться личного опыта, возможности ошибаться и проигрывать

Прикреплённые файлы:

grigorkevich-yu-a_0q3g0.pptx | 270,27 Кб
 
Публикации по теме:

Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2–3 лет Доклад из опыта работы Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2-3 лет» Подготовила:.

Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. В современной логопедии.

Использование игровых технологий в воспитании и развитии дошкольников Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и.

Использование игровых технологий экологического содержания с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых технологий экологического содержания с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования представлений о неразрывной связи человека и природы (человек- часть природы) у детей старшего дошкольного.

Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Программа профессионально-личностного саморазвития для повышения квалификации и профессиональной компетенции по теме: «Использование метода.

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста. Формирование речи у дошкольников является важной и.

Использование песочной терапии в развитии детей старшего дошкольного возраста Использование песочной терапии в развитии детей старшего возраста. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К. Д. Ушинский Ни для.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Использование игровых дидактических компьютерных пособий в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста В условиях модернизации отечественного образования, дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Математика
  • Домашние животные
Автор публикации:
Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2019 в 15:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...

17 апреля. Всемирный день цирка

Очередной тематический день посвящен виду искусства, который возвращает взрослых в детство, а детям дарит незабываемые эмоции. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...


Горячие темочки