МААМ-картинки

Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста

Морозова Елена
Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушения речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении ребенка.

Публикация «Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, количество детей с речевыми нарушениями постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико – грамматического строя, связной речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми нарушениями зачисляются в дошкольный логопедический пункт. Единовременно занимающихся с логопедом, а это 24 – 25 детей, которые зачислены на логопукт.

Но среди дошкольников сравнительно мало детей, имеющих лишь речевые недостатки. Помимо этой патологии встречаются нарушения опорно – двигательного аппарата, в особенности мелкой моторики, задержка психического развития.

В условиях логопунка в первую очередь помощь оказывается детям подготовительной группы, так как до школы необходимо успеть не только поставить звуки, но и ввести их в речь. Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу несколько групп звуков : свистящие, шипящие и соноры. Преобладает межзубное, губно – зубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров. Известно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значения для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Особое и важное значение для детей является чистое произношение звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияет на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток. Тогда они становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

Для детей с нарушениями речи является то, что решение выбора образовательного маршрута отдается не общей программе, а конкретному специалисту, который будет работать с ребенком и зависит от запросов родителей, от объективной картины физического и психического статуса ребенка. Чем сложнее структура дефекта, тем в большой степени программа становится вариативной, тем больший удельный вес приобретает жизненная компетенция, то есть формирование жизненного необходимых навыков. Для детей с речевой патологией – это программа Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше.

В литературе имеется немало исследований, посвященных нарушениям речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления нарушений речи у детей старшего возраста. Данная проблема рассматривается в работах О. В. Правдиной, М. Ф. Фомичевой и многих других.

В связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями речи и «нарушениями процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» (Г. А. Каше, Р. Е. Левина).

Анализ литературы позволяет отметить, что ряд авторов выделяют несколько форм нарушения звукопроизношения (О. В. Правдина).

Специфика логопедической работы в детском саду определяется структурным анализом речезвукового дефекта ребенка и должна иметь дифференцированный характер в зависимости от качества основного дефекта (О. В. Правдина).

Логопеды в конкретных случаях выстраивают свою работу в отношении стратегии коррекционно – логопедической работы с тем контингентом детей, которые пришли к ним в образовательное учреждение.

О значении в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если сопровождать игрой.

Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длинный и однообразный связанный с игрой.

Цель: добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в связной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей – дошкольников.

Задачи:

- развитие фонематического слуха;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие мыслительных операций;

- развитие высших психических функций;

- развитие воображения, фантазии;

- обогащение, уточнение и закрепление лексического запаса;

- развитие связной речи;

- развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- развитие координации речи и движений;

- развитие тонкой моторики рук.

При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной форме, с азартом. Ребята с удовольствием играют и не замечают, как быстро проходит отведенное для игр время.

Автоматизация звука изолированно

1. «Согревания рук». Дети дышат на руки и произносят звук (Ш).

2. «Дорожки». Всевозможные рисунки. Детям дается инструкция: «У змейки болят зубки, и она не может шипеть. Помоги змейке доползти до домика, произнося звук «Ш». Посади жука на цветок, длительно произнося звук «Ж».

3.«Гармошка» - растягиваем гармошку, произносим звук (Ш - Ж, сжимаем гармошку, произносим звук (Ж).

4. «Накачиваем шины». Глубокий вдох и на выдохе произносим звук (Ш – Ж).

Автоматизация звука в слогах

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие игры и игровые приёмы :

1. «Сочиняем песню»

Логопед напевает слоги с автоматизированным звуком, дети повторяют. Начинать можно с повторения одного – двух слогов, постепенно увеличивая их количество. Слоги в этой игре можно проговаривать тихо и громко, изменяя интонацию и ударения.

2. «Волшебная палочка»

Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку. Ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой», повторяет слоги.

3. «Собери цветок»

Ребенок «собирает» цветок, соблюдая правила: «Каждый лепесток приклеится после того, как ты за мной повторишь слог».

4. «Программист»

Ребенок имитирует работу за клавиатурой компьютера. Он ударяет по очереди каждый пальчиком по столу и проговаривает заданный слог нужное количество раз. (Можно откладывать счетные палочки, перебирать бусины и т. д.)

Автоматизация звука в словах

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал.

1. «Фотограф»

Дети отбирают картинки в названиях, которых есть закрепленный звук, раскладывают на столе.

2. Что лишнее?

Перед тобой домики друзей Шипелочки и Жужжалочки. Найди в каждом домике лишнюю картинку, обведи ее, а остальные назови одним словом.

3. «Собери бусы»

Нанизываем на шнурок бусы, ребенок повторяет за логопедом слова, в которых есть закрепленный звук. Если дошкольнику дается инструкция придумать слово с закрепленным звуком, идет одновременная работа и по развитию звукового анализа и синтеза. Так как ребенок может придумать слова, в которых искомый звук занимает определенную позицию (в начале, в середине или в конце).

4. Улица Шипелочки.

Шипелочка живет на улице, на которой могут жить только слова со звуком (Ш). Рассели эти слова в домики. Слова с (Ш) в начале слова посели в домик в начале улицы, с (Ш) в середине слова – в домик в середине улицы, с (Ш) в конце слова – в домик в конце улицы.

5. Игры «Один – много», «Большой – маленький»

Логопед выкладывает картинки, дети изменяют слово по образцу.

Например: карандаш – карандаши, соловей – соловушка.

6. Кто неправильно поселился?

Посмотри, какая буква написана на крыше каждого домика. Расскажи Шипелочке и Жужжалочке, кто живет в этих домах. Назови все картинки. Найди того, кто попал не в свой домик. Кто это, назови.

Игра «Звукоед». Это герой (нарисованный персонаж или игрушка, который «похищает» звук из слова, а дети должны «спасти» звуквернуть его в слово и сказать это слово правильно: МА…ИНА (МАШИНА, Ж…РАФ (ЖИРАФ). и т. д.

Автоматизация звука в предложениях

1. Путаница. Шипелочка и Жужжалочка стали придумывать рассказ и перепутали в ней все слова. Исправь, пожалуйста, их ошибки. В этом тебе помогут картинки. Например: У мышки в лапах кошка (У кошки в лапах мышка) и т. д.

2. «Живые предложения». Дети становятся «словами» и взявшись за руки, образуют «предложение». Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.

3. Закончить предложения.

- самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом;

- собрать разрезную картинку и придумать предложение;

- выбрать из нескольких картинок одну – с автоматизируемым звуком и составить предложение.

Автоматизация звука в связной речи.

На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин.

1. «Кошки – мышки» (цепной текст).

Послушай рассказ Шипелочки о кошке Машке. Перескажи его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.

2. «Каша» (цепной текст).

Послушай рассказ Шипелочки о вкусной каше. Перескажи его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.

3. «Ожерелье» (цепной текст).

У Жужжалочки есть взрослая подружка Маша. Она выходит замуж. Давай узнаем, что подарил Маше жених, и расскажем об этом Шипелочке.

Критерии:

1. как ребенок произносить звук в изолированном виде.

2. как проявляется в слогах, в словах, в предложениях и в связной речи.

Показатели проявлений Развитие проявлений у детей старшей дошкольной группы (25 детей)

На начало учебного года % На конец учебного года %

В изолированном виде 40 60

В слогах 40 60

В словах 35 57

В предложениях 29 49

В связной речи 25 45

Заключение хочется сказать, что использование игровых приёмов при автоматизации звуков у дошкольников в условиях логопедического пункта дает положительный эффект:

1. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям.

2. Появилось стремление к исправлению и правильному произношению звуков.

3. Сократились сроки автоматизации звуков в речи.

4. Повысился эмоциональный комфорт на занятиях.

5. Увеличилась работоспособность детей.

Таким образом, в процессе проведенной работы были решены все поставленные задачи, разработаны авторские пособия и материалы по автоматизации звуков в речи у дошкольников.

Публикации по теме:

Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей Введение. Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева.

Игра «Считай и называй» для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуковИгра «Считай и называй» для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Хочу поделиться с вами своей разработкой, которая поможет вам в нашем нелегком труде. Игра "Считай и называй" предназначена для автоматизации.

Использование игровых макетов для развития детей дошкольного возраста Цель: развитие игровой и познавательной активности дошкольников посредством макетирования. Вашему вниманию я хотела бы представить игровые.

Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию Ребёнок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает всё: привычки и обычаи своей среды, воспринимая всё, что чаще видит и узнаёт.

Использование игровых технологий экологического содержания с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых технологий экологического содержания с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования представлений о неразрывной связи человека и природы (человек- часть природы) у детей старшего дошкольного.

Опыт работы по теме «Использование игровых приёмов в процессе организации режимных моментов раннего возраста» Опыт работы по теме «Использование игровых приёмов в процессе организации режимных моментов раннего возраста» Введение «Чтобы сделать.

Презентация из опыта работы «Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей» Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических приёмов в развитии.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмовРазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева.

Использование игровых дидактических компьютерных пособий в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста В условиях модернизации отечественного образования, дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 15:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД