Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов

Бурцева Алена Семеновна
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов»

МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева А. С. Шестакова В. М.

Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное отражение в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом. Восприятие тесно взаимосвязано с речью. На ранних этапах развития ребенка восприятие является той базой, на которой формируется речь. В свою очередь речь, включаясь в процесс восприятия, качественно перестраивает его, делает произвольным, дифференцированным, устойчивым.

Зрительное восприятие является также важнейшей предпосылкой, позволяющей ребенку успешно овладеть грамотой. Поэтому, формирование у дошкольников полноценного зрительного восприятия становится важной частью коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

В логопедической практике при знакомстве с новым словом наиболее часто используется показ соответствующей картинки. Однако этот метод не всегда эффективен, так как лишает ребенка возможности активно действовать с предметом, не позволяет воспринять весь спектр свойств предмета (например, тактильных, кроме того, у детей с речевыми нарушениями может отмечаться нарушение перцептивной деятельности и не сформированность предметных образов. Полноценного усвоения слова в этом случае не произойдет.

У детей с нарушениями речи необходимо совершенствовать процесс восприятия, формировать зрительные образы предметов, учить их целенаправленно, активно действовать с предметами.

Формирование и развитие у детей с нарушениями речи словесных понятий должно опираться на создание базы речи, чувственной основы слова. Такая работа предусматривает развитие разных видов восприятия: зрительно-предметного, зрительно-пространственного, слухового, тактильного. С детьми с речевыми нарушениями необходимо работать над точностью, дифференцированностью, обобщенностью восприятия, над расширением его объема.

Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

Повышение компетентности педагогов по развитию речи, творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.

2. Рассказать участникам мастер – класса, как познакомить детей с новой дидактической игрой.

3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.

Предлагаемые результаты для воспитателей:

1. Овладение некоторыми приёмами использования в работе дидактических игр.

2. Умение замечать и принимать индивидуальные особенности детей.

3. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

4. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

5. Умение педагога применять партнёрскую позицию в игровой деятельности ребёнка.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- презентация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры и игровых приёмов

- Дидактическая игра «Узнай, кто где живет?»

Сценарий проведения мастер – класса.

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими. Педагоги в дошкольных учреждениях знают, что такое «сензитивный период». В своем дошкольном возрасте ребенок как губка впитывает все новое и неизведанное. Самое главное – найти правильный умело подобранный ключик, чтобы этот маленький человечек раскрылся.

Также мы все хорошо знаем, что ведущая деятельность в этом возрасте – это ИГРА. Ребенок должен познавать, проживая в своем привычном мире среди своих кукол и сказок.

Занимательность игровой деятельности делает более привлекательной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового дейстия активизирует все психические процессы и функции ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс, игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.

Дидактическая игра «Узнай, кто где живет?»

Цель игры: Закрепить место обитания животных (лес, тундра, Африка, горы,пустыня, Арктика, домашние питомцы) развивать внимание, память речь, мелкую моторику рук, учить делить животных по группам на животных обитающих в лесу, на домашних питомцев. Пополнить словарный запас ребёнка, умения составлять словосочетание к умению строить целое предложение.

Для игры мы использовали картинки из интернета.

1. Некоторые картинки отсканировали из старых журналов

2. Обработали картинки в программе Photoshop.

Вот что у нас получилось:

7 картинок формата А 4 которые перед игрой мы распечатали и ламинировали. На каждой картинке нарисовано по одному изображению.

Эти картинки служат ориентиром …Например как Арктика,Тундра, пустыня, горы, лес и домашний двор…

50 маленьких картинок животных распечатали, вырезали и ламинировали, поклеили липучки для того чтобы дети могли их прикрепить самостоятельно к этим картинкам. Из этих карт-рисунков можно придумать очень много игр. «Кого не хватает», «Опиши зверя», «Покажи как он ходит» итд.

Создание условий для умения находить и называть дом, где живут животные, птицы, насекомые….

Ход игры: Педагог может начать обучению игры как индивидуально, так и подгруппами по 4-6 человек. Для того чтобы было удобно начать работать с детьми необходимо проанализировать их ЗУНы. Используя загадки или небольшие стишки, педагог начинает разучивание игры. Дети должны самостоятельно догадаться и сказать, о ком идет речь, а так же правильно назвать обитаемую среду заданного объекта. Воспитатель загадывает детям загадки о животных, предлагает детям рассмотреть картинки животных.

-Давайте вспомним,кто живет в лесу,а кто в доме,у человека?Поселим животных в свою среду.

Эта игра развивает познавательный интерес ребенка к животному миру на земле, а так же очень хорошо развивает логику.

Ребенку нужно мало того, запомнить загадку и ответить на неё, ёще к тому же пояснить: «почему он так решил?» для детей у которых есть какие либо задержки речевого развития – это даётся очень не легко, поэтому здесь педагог не должен торопить ребенка с ответом и может быть даже помочь ему сформулировать полный ответ, для того чтобы ребенок не потерял интерес к данной игре.

Благодаря использования дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста в игровой форме.

Игра поможет обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную, диалогическую речь, создать эмоционально комфортную образовательную среду в детском саду, сформировать стремление активно общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

Во время составления рассказов и сказок по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, учатся строит предложения, развивать связную речь, логику, мышления. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общении с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания. Правильно и четко сформулировать вопрос, договорится со сверстниками.

Наряду с формированием у детей знаний о предметах окружающего мира и их принадлежности к животному и неживому, проводится работа, направленная на обогащение чувственного опыта дошкольников. Основой такой работы служат организованные наблюдения за качествами и свойствами объектов и явлениями природы их изменениями, а также фиксирование их в словесных высказываниях и закрепление в продуктивных видах детской деятельности (на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации, лепке и конструированию).

Особенность данного пособия – это многфункциональность и доступность в использовании. Состоит из карт-рисунков, данное пособие можно еще назвать пособием-трансформером. Карты-рисунки могут использоваться во всех видах образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместной организованной деятельности. Перед детьми меняется тематика, ход игры, данное пособие способствует формированию познавательной мотивации детей к познанию культуры и традиций народа. Карты - рисунки могут изменяться в зависимости от времени года, от темы, от желания детей. Дети наглядно и в ходе практических действий начинают узнавать среду обитания разных животных.

Публикации по теме:

Презентация «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Математическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования системы дидактических игр Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса Математика обладает.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством дидактических игр Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, на сегодняшний день является задачей наиболее актуальной. Она не может.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр» Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи • Формирование мотивации учения, ориентированной.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Сборник дидактических игр на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Базовая цель:совершенствование навыков звукового восприятия, звукового слуха и чтения у детей старшего дошкольного возраста. Базовые задачи:.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Родной язык играет уникальную роль в становлении.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам» Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей.

Творческая презентация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (СЛАЙД 2)Хочу представить вашему вниманию творческую презентацию на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 04:49
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки» в средней группе
ПРОЕКТ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ» В средней группе группа Воспитатели: Хайруллина М. Г. Дошкольный возраст - самоценный этап в...
Открытие мини-музея «Музей кукол» в ДОУ
Цель: Основной целью педагогического музея является расширение образовательного пространства для дошкольников, создание условий для реального выбора...
Конспект кружкового занятия по закреплению знаний детей младшего дошкольного возраста...
Конспект занятия кружка "АБВГДЕЙКА". Цель: закрепить представления детей о букве. Материал и оборудование: Экран, проектор, ноутбук, программа...