Лучший педагог года

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов

Бурцева Алена Семеновна
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов»

МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева А. С. Шестакова В. М.

Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» размещена в разделах

Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное отражение в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом. Восприятие тесно взаимосвязано с речью. На ранних этапах развития ребенка восприятие является той базой, на которой формируется речь. В свою очередь речь, включаясь в процесс восприятия, качественно перестраивает его, делает произвольным, дифференцированным, устойчивым.

Зрительное восприятие является также важнейшей предпосылкой, позволяющей ребенку успешно овладеть грамотой. Поэтому, формирование у дошкольников полноценного зрительного восприятия становится важной частью коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

В логопедической практике при знакомстве с новым словом наиболее часто используется показ соответствующей картинки. Однако этот метод не всегда эффективен, так как лишает ребенка возможности активно действовать с предметом, не позволяет воспринять весь спектр свойств предмета (например, тактильных, кроме того, у детей с речевыми нарушениями может отмечаться нарушение перцептивной деятельности и не сформированность предметных образов. Полноценного усвоения слова в этом случае не произойдет.

У детей с нарушениями речи необходимо совершенствовать процесс восприятия, формировать зрительные образы предметов, учить их целенаправленно, активно действовать с предметами.

Формирование и развитие у детей с нарушениями речи словесных понятий должно опираться на создание базы речи, чувственной основы слова. Такая работа предусматривает развитие разных видов восприятия: зрительно-предметного, зрительно-пространственного, слухового, тактильного. С детьми с речевыми нарушениями необходимо работать над точностью, дифференцированностью, обобщенностью восприятия, над расширением его объема.

Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

Повышение компетентности педагогов по развитию речи, творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.

2. Рассказать участникам мастер – класса, как познакомить детей с новой дидактической игрой.

3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.

Предлагаемые результаты для воспитателей:

1. Овладение некоторыми приёмами использования в работе дидактических игр.

2. Умение замечать и принимать индивидуальные особенности детей.

3. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

4. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

5. Умение педагога применять партнёрскую позицию в игровой деятельности ребёнка.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- презентация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры и игровых приёмов

- Дидактическая игра «Узнай, кто где живет?»

Сценарий проведения мастер – класса.

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими. Педагоги в дошкольных учреждениях знают, что такое «сензитивный период». В своем дошкольном возрасте ребенок как губка впитывает все новое и неизведанное. Самое главное – найти правильный умело подобранный ключик, чтобы этот маленький человечек раскрылся.

Также мы все хорошо знаем, что ведущая деятельность в этом возрасте – это ИГРА. Ребенок должен познавать, проживая в своем привычном мире среди своих кукол и сказок.

Занимательность игровой деятельности делает более привлекательной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового дейстия активизирует все психические процессы и функции ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс, игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.

Дидактическая игра «Узнай, кто где живет?»

Цель игры: Закрепить место обитания животных (лес, тундра, Африка, горы,пустыня, Арктика, домашние питомцы) развивать внимание, память речь, мелкую моторику рук, учить делить животных по группам на животных обитающих в лесу, на домашних питомцев. Пополнить словарный запас ребёнка, умения составлять словосочетание к умению строить целое предложение.

Для игры мы использовали картинки из интернета.

1. Некоторые картинки отсканировали из старых журналов

2. Обработали картинки в программе Photoshop.

Вот что у нас получилось:

7 картинок формата А 4 которые перед игрой мы распечатали и ламинировали. На каждой картинке нарисовано по одному изображению.

Эти картинки служат ориентиром …Например как Арктика,Тундра, пустыня, горы, лес и домашний двор…

50 маленьких картинок животных распечатали, вырезали и ламинировали, поклеили липучки для того чтобы дети могли их прикрепить самостоятельно к этим картинкам. Из этих карт-рисунков можно придумать очень много игр. «Кого не хватает», «Опиши зверя», «Покажи как он ходит» итд.

Создание условий для умения находить и называть дом, где живут животные, птицы, насекомые….

Ход игры: Педагог может начать обучению игры как индивидуально, так и подгруппами по 4-6 человек. Для того чтобы было удобно начать работать с детьми необходимо проанализировать их ЗУНы. Используя загадки или небольшие стишки, педагог начинает разучивание игры. Дети должны самостоятельно догадаться и сказать, о ком идет речь, а так же правильно назвать обитаемую среду заданного объекта. Воспитатель загадывает детям загадки о животных, предлагает детям рассмотреть картинки животных.

-Давайте вспомним,кто живет в лесу,а кто в доме,у человека?Поселим животных в свою среду.

Эта игра развивает познавательный интерес ребенка к животному миру на земле, а так же очень хорошо развивает логику.

Ребенку нужно мало того, запомнить загадку и ответить на неё, ё ще к тому же пояснить: «почему он так решил?» для детей у которых есть какие либо задержки речевого развития – это даётся очень не легко, поэтому здесь педагог не должен торопить ребенка с ответом и может быть даже помочь ему сформулировать полный ответ, для того чтобы ребенок не потерял интерес к данной игре.

Благодаря использования дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста в игровой форме.

Игра поможет обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную, диалогическую речь, создать эмоционально комфортную образовательную среду в детском саду, сформировать стремление активно общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

Во время составления рассказов и сказок по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, учатся строит предложения, развивать связную речь, логику, мышления. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общении с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания. Правильно и четко сформулировать вопрос, договорится со сверстниками.

Наряду с формированием у детей знаний о предметах окружающего мира и их принадлежности к животному и неживому, проводится работа, направленная на обогащение чувственного опыта дошкольников. Основой такой работы служат организованные наблюдения за качествами и свойствами объектов и явлениями природы их изменениями, а также фиксирование их в словесных высказываниях и закрепление в продуктивных видах детской деятельности (на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации, лепке и конструированию).

Особенность данного пособия – это многфункциональность и доступность в использовании. Состоит из карт-рисунков, данное пособие можно еще назвать пособием-трансформером. Карты-рисунки могут использоваться во всех видах образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместной организованной деятельности. Перед детьми меняется тематика, ход игры, данное пособие способствует формированию познавательной мотивации детей к познанию культуры и традиций народа. Карты - рисунки могут изменяться в зависимости от времени года, от темы, от желания детей. Дети наглядно и в ходе практических действий начинают узнавать среду обитания разных животных.

Публикации по теме:

Презентация «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Математическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования системы дидактических игр Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса Математика обладает.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством дидактических игр Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, на сегодняшний день является задачей наиболее актуальной. Она не может.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр» Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи • Формирование мотивации учения, ориентированной.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Сборник дидактических игр на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Базовая цель:совершенствование навыков звукового восприятия, звукового слуха и чтения у детей старшего дошкольного возраста. Базовые задачи:.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Родной язык играет уникальную роль в становлении.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам» Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей.

Творческая презентация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» (СЛАЙД 2)Хочу представить вашему вниманию творческую презентацию на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 04:49
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД