Коробова Лариса
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством дидактических игр
Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, на сегодняшний день является задачей наиболее актуальной. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства и культуры своего народа, процесс познания и усвоения которой должен начинаться как можно раньше, можно сказать, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа. Только в этом случае народное искусство и культура оставят в душе ребёнка глубокий след и вызовут устойчивый интерес.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Народная культура и искусство сами по себе многофункциональны, и одна из их функций - развитие познавательной активности. Подчёркивая значение народного искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б. М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение, но и чувства, и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. " Иссследователи народного искусства В. Н. Василенко, В. С. Воронов, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты:традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, человечность, связь с окружающей действительностью, что позволяет приобщать детей к народному искусству и культуре.
Есть много средств и методов приобщения дошкольников к народной культуре. Одно из них - дидактические игры. Это одно из самых действенных средств приобщения детей к народной культуре. Существуют они много веков. Их первым создателем был народ. И именно народ и подметил уникальную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре. В дидактических играх и игрушках, созданных народом,отчётливо прослеживается взгляд на ребёнка как на существо, нуждающееся в полноценном познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с близкими людьми, в действиях и движениях, позволяющими проявить себя. Можно сказать, что народные игры воплощают в себе самое гуманное, уважительное и бережное отношение к эмоциональным и познавательным силам ребёнка.
Народные дидактические игры предусматривают обеспечение взаимосвязи между обучающим компонентом и возрастными особенностями ребёнка. Для них характерно чёткое построение эмоционально - познавательного содержания, воплощённого в игровой форме образности и динамичности игровых действий. Содержание игры, как правило, отражает какой - либо единичный случай из жизни, вызывающий у ребёнка в душе эмоциональный отклик.
В основе каждой народной дидактической игры всегда лежит личностно - ориентированное обучение. Лишь только через творческое взаимодействие индивидуальностей в образовательном процессе возможно оптимальное развитие всех участников педагогической деятельности, наиболее полное раскрытие перед детьми национального потенциала русского народа.
Русский народ всегда серьёзно относился к детской игре. И он сам же создал много развивающих игр, в которых самобытный русский мир, предметы декоративного творчества наиболее полно раскрывают перед ребёнком широту народной души, творческий потенциал русского народа. В них заложена возможность развития у ребёнка познавательной активности, смекалки, инициативы. Выдумка, шутка, юмор и оптимистический настрой - отличительная особенность народных игр, которые учат ребёнка преодолевать трудности, мужественно переносить неудачи. В каждой игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач, направленных на ознакомление детей с народной культурой. Например, в игре "Золотые ворота" дети знакомятся с одноимённой народной песенкой.
Народная игра - уникальный феномен человеческой культуры. Русская народная культура чрезвычайно богата играми. Это и скоморошьи игры, кукольный Петрушка, кулачные бои, подвижные забавы. И всё это помогает в процессе игры дать ребёнку понятие о таких национальных чертах русского народа, как любовь к ближнему, ответственность за дело, терпеливость и взаимовыручка. Весёлые игры – это наше детство. Кто не помнит пряток, салочек, ловишек, красок, садовников и др. игр? Во всех них отражаются любовь народа к удальству и веселью. В каждой из них заключена изюминка народной мудрости и смекалки. Например, в игре «Краски» присутствуют несколько ироничные слова о попе. Детям она очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, и стихотворный текст. В народной игре присутствует и считалка, которую дети произносят в начале игры, а так же небылицы, перевёртыши, припевки, речевые подковырки, жеребьёвки, дразнилки, заклички. И, заучивая эти произведения народного творчества, мы не только развиваем память, внимание ребёнка, но и прививаем у детей любовь к русскому народному творчеству. Можно сказать, что каждый из этих произведений замечателен по – своему. Считалка — это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий. Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и люди придумали так называемый «отрицательный счё т: «ни раз, ни два», «ни три». Древний пересчёт с искажёнными обозначениями чисел весьма естественно перешёл в считалку. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детства, даже если исполняет произведение в определённый момент один конкретный ребёнок. В считалках иногда присутствуют «забавные слова»,смысл которых не всегда ясен ребёнку и порой смешон. Это увлекает детей, и часто они сами начинают придумывать смешные выражения и тексты. Носителями этих текстов выступают уже сами дети и передаются они от одной возрастной группы детей к другой. Т. о, можно сказать, что носителями канонических текстов народной культуры становятся и сами дети в результате многократного разучивания и повторения вышеперечисленных текстов.
Заклички — ещё один значительный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге, которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее, создать хорошее настроение, побудить к активному действию, заставить детей подчиняться определённому игровому ритму. Небылицы-перевертыши — это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой.
Играя в ту или иную народную дидактическую игру, воспитатель, чтобы научить ребёнка старшего дошкольного возраста логически и образно мыслить, в процессе самой игры помогает ребёнку перевоплотиться в художников, архитекторов, стать гончарных дел мастером и т. п. Потенциал детей старшего дошкольного возраста огромен. Именно в этом возрасте ребёнок наиболее эмоционально воспринимает окружающую действительность, и именно в этом возрасте ребёнок наиболее эмоционально воспринимает окружающую действительность, и именно в этом возрасте средствами дидактической игры наиболее эффективно идёт привитие ребёнку всех ценностей народной культуры.
Приобщение детей к русской национальной культуре средствами дидактической игры в нашей группе мы решили проводить в несколько этапов. На первом этапе с помощью опроса был выявлен уровень этнокультурных представлений детей. Анализ полученных результатов показал, что дети недостаточно знакомы с национальной одеждой, национальными праздниками, народными промыслами. На втором этапе для расширения детских представлений о народной культуре мы провели серию дидактических игр народной направленности. Это: 1) «Собери народный тамбовский костюм». В процессе этой игры дети усвоили основные отличия женского тамбовского народного костюма от народных костюмов других регионов России; 2) Дид. игра «Играем в сказку» позволила расширить представления старших дошкольников о героях народных сказок, закрепить представления о них; 3) «Бирюльки». В процессе этой старинной игры дети должны были из сброшенной кучи палочек – бирюлек аккуратно одну за другой по очереди вытянуть все палочки, не повреждая основной кучи. Эта игра является прекрасной тренировкой мелкой моторики рук, учит детей терпению, усидчивости, аккуратности; 4) «Чудесный мешочек». Эта игра является полезной для ребёнка. Она производит массаж рук, тренирует мелкую моторику,развивает память и воображение. Следует сказать, что воображение ребенка старшего дошкольного возраста становится наиболее творческим, активизируется. И ребёнок этого возраста может создавать новые образы самостоятельно. 5) «Гусёк». В этой игре дети научились путешествовать по извилистым линиям, придумывать сами правила игры и воплощать их в игре. Мы проводили их в первой половине дня, на занятиях по познавательной деятельности. После прогулки мы старались читать много русских народных сказок, беседовали по их содержанию. На основе материала этих сказок мы разработали такие дидактические игры, как «Опиши главного героя сказки народным языком», «Загадай загадку о сказочном герое», «Опиши волшебный предмет из сказки». На третьем этапе мы осуществляли знакомство детей с русскими народными промыслами и игрушками. Предварительно в свободное время мы для этого рассматривали пособия по русским народным промыслам, рассказывали детям об истории их возникновения, читали о них стихи, сказки, рассказы. На основе этого художественного материала мы разработали и провели несколько дидактических игр :»Подбери головной убор к костюму», «Собери народный костюм», «Подбери элемент к росписи», «Собери узор», «Городецкое лото», пазлы «Дымковская барыня». В этих дидактических играх и других вышеприведённых дидактических играх у детей развивалась сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями товарищей. В них же проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, творческое, образное и логическое мышление, познавательная и творческая активность. Именно в таких играх – залог полноценной душевной жизни детей в будущем.