Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»

Марина Шумилина
Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»

Актуальность.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Проблема

Наш детский сад работает по «Основной образовательной программе СП ГБОУ СОШ с. Богатое"Оц" детский сад "Ромашка"

Результаты психолого-педагогической диагностики на начало учебного года образовательной области «Речевое развитие» показало, что большинство детей нуждаются в своевременной квалифицированной помощи со стороны специалистов, педагогов-воспитателей и родителей.

У детей с ОНР слабо развиты, не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов. Дети мало эмоциональны, стараются избегать общения.

Решить эту проблему решили посредством приобщения детей к сказкам, т. к. в коррекционной работе сказки создают уникальные условия для развития речи. Различные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует познавательно-исследовательскую, коммукативную, игровую и др. деятельности ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания,но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказокдети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Цель: создание благоприятных условий для овладения дошкольниками устной речью.

Гипотеза: Если наряду с современными методиками обучения использовать приобщение детей к сказкам, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Задачи:

- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка

- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению

- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. формы активности детей

- развивать компетентности в сфере положительного отношения к миру, к людям, к себе

- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми

- развивать крупную и мелкую моторику

- вовлечь родителей в проектную деятельность

Новизна.

Реализация проекта происходит в рамках требований ФГОС ДО, работа варьируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Основным принципом содержания проекта является коммукативно-деятельностный подход к развитию связной речи.

Практической значимостью может являться использование связной речи в общении со сверстниками и взрослыми, формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

Этапы выполнения

проекта Задачи Мероприятия Механизмы

реализации Ожидаемые результаты

Подготовительный

Определить цели и задачи проекта,подобрать литературу по устному народному творчеству: сказки русского народа, авторские сказки и сказки зарубежных писателей. Диагностика речевого развития воспитанников на начало года.

Анкетирование родителей.

Корректировка комплексно – тематического планирования, интеграция сказок в НОД. Анкетирование

Анализ комплексно-тематического планирования по программе ДОУ, основанной на Примерной программе под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы», с целью выявления возможности интеграции в НОД.

Дети владеют связной, грамматически правильной речью как средством общения и культуры.

Родители имеют практические и теоретические умения по развитию связной речи ребенка, как средства общения.

Владеют наиболее интересными методами формирования детской речевой активности в домашних условиях. Родители активно используют для развития детей сказки.

Основной Выполненить основные мероприятия, предусмотренные проектом:

формировать коммуникативные умения и навыки связной речи;

формировать у детей интерес к детским сказкам;

помогать расширить словарный запас детей;

дать возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в сказках;

способствовать развитию слуховой памяти;

воспитывать любовь к народному творчеству.

Установить контакта с семьей, для обеспечения единства в воспитании дошкольников.

Предметно-пространственная развивающаяобразовательная среда в группе:

- создание мини-музея «В мире сказок», в котором находятся русские народные сказки, сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей; -пополнение театрализованного уголка сказочными персонажами и сказочными предметами; приобретение настольных игр по сказкам; настольный театр русских народных сказок; игры и упражнения по сказкам;

- организация выставки предметов народно-прикладного искусства и русских народных музыкальных инструментов;

- изготовление мнетаблиц для рассказывания сказок детьми

Взаимодействие с детьми в разных видах детской деятельности:

- организация развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации; рассматривание репродукций к сказкам, иллюстрации в книгах; знакомство с художниками – иллюстраторами; свободное и тематическое рисование, лепка, чтение сказок,

сочинение сказок и оформление книжек-малышек; вместе с детьми показали сказку малышам «Теремок»; поставили и показали сказку для детей всего сада «Под грибом» В. Сутеева; конкурс рисунков «По страницам любимых сказок; была организована экскурсия в музей «Русская изба», который находится в нашем детском саду; праздники-развлечения: «Пасха», «Рождественские посиделки»

Взаимодействие с родителями:родительские собрания: «Развитие связной речи у детей с ОНР»; вместе с логопедом оформлен стенд для родителей «Богатство родного языка»;конкурс рисунков: совместное творчество детей и родителей;конкурс поделок: совместное творчество детей и родителей «Изготовление книжек - малышек!»; детско – родительский проект «Мы любим сказки; литературная викторина по русским народным сказкам (дети и родители);

мероприятие «Вечер талантливых семей» (с презентацией). ли свои многочисленные таланты; индивидуальные беседы.

Взаимодействие с педагогическим коллективом:

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (с презентацией);

Деловая игра «Ловкий грамотей» (с презентацией);

Деловая игра с воспитателями «Словесная мозайка» (с презентацией)

• Детско-родительский проект "В мире сказок"

• взаимосотрудничество с родителями

• изобразительная деятельность детей совместно со взрослыми

• дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,

• проведение подвижных игр; проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

• проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

• специальные игровые задания.

Формирование монологической, диалогической, связной речи ребёнка, влияние на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Результатив-

ный Обобщить результаты работы, проанализировать, сформулировать выводы.

Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.

Анализ, обобщение и распространение результатов проекта.

Анкетирование

Выступление на методических объединениях,

педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, рекомендации для педагогов ДОУ и пр.Разработка итогового мониторинга: диагностика речевого развития воспитанников; диагностика умственного развития детей

III. Перспективы развития темы.

Проведенная работа показала – ценность сказочных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников.

Образность сказок позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Так как на этом году в нашу группу пришли другие дети, перспективами дальнейшей работы считаем корректировку и продолжение использования наработанного материала для речевого развития детей этого потока.

Список источников:

1. А. А. Гуськова "Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет"- "Учитель", 2012

2. Е. О. Смирнова "Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками"- М., 2012

3. Л. Н. Вахрушева "Познавательные сказки для детей 4-7 лет"-М.: ТЦ СФЕРА, 2012

4. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"- М.: "Мозаика-синтез", 2015

5. О. Д. Смирнова "Метод проектирования в детском саду"- М.: "Скрипторий 2003", 2011

6. Основная образовательная Программа СП ГБОУ СОШ с. Богатое "Оц" детский сад "Ромашка", 2015 г.

7. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

8. Т. Н. Ованова «Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками», НМЖ Логопед, №5,2013г.

9. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

10. http://www.maam.ru, 2014

11. http://nsportal.ru, 2015

12. http://easyen.ru, 2013

13. http://dohcolonoc.ru, 2015

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки» Обобщение опыта работы Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки В настоящее время мы переходим к.

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - развитие свободного общения с взрослыми;.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехникиРазвитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА» Стендовый доклад "Развитие.

Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 15:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

Аппликация из манной крупы для детей по теме «Зимний лес»
Зимняя аппликация из манной крупы Цель: способствовать расширению представлений детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования с помощью...
Изготовление своими руками предметов «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм» для игровой...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня речь снова пойдет об изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм своими руками. Наши дети хотят быть...
Оформление выставки книг «Жили-были сказки…»
Согласно комплексно-тематическому плану январь у нас пройдёт в сказочной атмосфере, ведь тема января "В гостях у сказки". Детей подготовительной группы мы...