Папки-передвижки

Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Нелли Середина
Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Середина Нелли Александровна, учитель-логопед МБДОУ д/с "Солнышко "

Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс, в результате которого у ребёнка развивает-ся способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.

Публикация «Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы человеческих чувств и личности культуры в целом.

М. Н. Забарева выделяет следующие уровни художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста :

На первом уровне ребёнок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер, например, выбирает открытку, на которой изображена лодка - потому что можно покататься, или открытку с изображением яблока – потому что вкусное.

На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картинку для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картинке – цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композиционные приёмы.

На третьем – высшем уровне, дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребёнок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Для реализации целенаправленного процесса художественно - эстетического развития дошкольников необходимы определенные условия.

Прежде всего – это среда, в которой ребенок живёт и развивается, то есть – игрушки, одежда, помещение. Среда – это часть образовательной сис-темы, представленная специально организованным пространством: помещением, материалами, оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.

Развивающая среда должна обеспечивать гармоничное отношение ме-жду ребенком и окружающим миром, вызывать у детей чувство радости, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной учебной деятельности, удовлетворять потребности творческого развития каждого ребенка.

Основными условиями художественно-эстетического развития ре-бенка дошкольного возраста являются :

насыщенность быта произведениями искусства;

самостоятельная активная деятельность детей;

осуществление индивидуального подхода к детям.

А также, включение ребенка в различные виды художественной дея-тельности, которая является одним из главных условий полноценного художественно - эстетического развития.

Средствами художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста являются :

эстетика быта;

искусство;

природа;

художественная деятельность ребёнка.

Эстетика быта включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно-богатой и доброжелательной.

Эстетика быта это и одежда детей и взрослых, расположение расте-ний, размещение в пространстве картин, штор, мебели. Она должна отвечать задачам охраны и здоровья в жизни детей. Предметы должны соответствовать требованиям эстетики.

Основой эстетики быта является порядок и чистота. Уже с раннего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятности одежды. Утверждая в их понимании то, что красота - это дело рук человека.

Многогранным и неисчерпаемым средством художественно-эстетического развития является искусство. Оно знакомит детей с жизнью людей, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям.

Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Непосредственно под руководством педагога.

Каждый вид искусства отражает жизнь и оказывает свое особое влия-ние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Особую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки. из них есть – по-эма».

П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии сво-ем является музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Дет-ство невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки. Не каж-дый из детей станет музыкантом, но у каждого ребёнка можно и нужно вос-питывать интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух.

Одним из важных средств художественно-эстетического развития является природа. Детей необходимо учить наблюдать и замечать красоту отдельных явлений и объектов природы, сопоставлять форму цветов и листьев, величину и их окраску, воспринимать красоту звуков в природе, шум ветра, сезонные изменения в природе, замечать как преображается природа в результате труда человека. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красок. Средством она становится тогда, когда педагог целенаправленно использует ее воспитательные возможности делает ее наглядной.

Вырастая среди природы, ребёнок учится видеть гармоничность, кра-соту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рассказах, рисунках.

Это говорит о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение композиторы, живописцы, писатели. Детям дошкольного возраста принесут немало восторга организо-ванные экскурсии на природу. Впечатления останутся в памяти детей на всю жизнь, и это воспитывает в них способность видеть прекрасное.

Условием и средством эстетического воспитания является и художе-ственная деятельность дошкольника, как организованная педагогом, так и самостоятельная.

Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художествен-ной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои воз-можности, ощутить продукт своей деятельности - рисунки, поделки, реализо-вать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Важную роль в эстетическом воспитании дошкольника играет - роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.

Таким образом, для полноценного воспитания художественно-эстетической развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Понятие искусства Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: • в узком смысле это специфическая.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей «Роль развивающей предметно - пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей» Одним из важных условий реализации.

Четыре способа использования ИКТ в художественно-эстетическом развитии детей Четыре способа использования ИКТ в художественно -эстетическом развитии детей. Современное дошкольное образование невозможно представить.

Презентация о художественно-эстетическом развитии дошкольника В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 Калининского района Санкт-Петербурга отделение.

Презентация «Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов использования мультимедиа.

План взаимодействия с родителями воспитанников на год в познавательном и художественно-эстетическом развитии детей 6–7 лет Сентябрь: 1 – я неделя: Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок», в результате анкетирования выявить интересы познавательного и художественно.

Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Формирование гармоничной личности – непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не.

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, в художественно-эстетическом развитии». "Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 января 2019 в 13:55
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД