МААМ-картинки

Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Елена Баранова
Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Формирование гармоничной личности – непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, с утратой ценности общечеловеческих отношений, надвигающейся экологической катастрофой, пренебрежением к огромным пластам человеческой культуры, обострившимися особенно к концу 20 века в нашей стране. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром [2, с. 23].

Публикация «Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно-творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в дошкольном возрасте средствами художественно-творческих видов деятельности. В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо-индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно-авторского выражения своего к нему отношения.

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями [2, с. 27].

По моему мнению, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Своеобразие эстетического восприятия определено, прежде всего тем, что оно представляет специфическую деятельность, в процессе освоения которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с позиций их эстетического начала. Психологической основой эстетического восприятия является эмоционально-эстетическое переживание, возникающее в результате открытия субъективно-значимого смысла воспринимаемого объекта (его внешней, чувственной, или «скрытой», сущностной красоты – гармонии). Динамика становления эстетического восприятия в дошкольном возрасте определена уровнем развития способности к эмоционально-эстетическому переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному). Эстетическое восприятие является необходимой основой формирования художественного восприятия.

Важность изобразительного искусства в эстетическом воспитании старших дошкольников не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность изобразительного искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [1, с. 25]. Изобразительное искусство как вид деятельности объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Изобразительное искусство знакомит старших дошкольников не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством

Вся моя система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания [3, с. 29].

В работе со старшими дошкольниками я формирую у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный). Это представление о цвете имеет место, как в предметном, так и в сюжетном рисовании. Например, передать настроение веселого праздника елки дети могут в том случае, если они использовали яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, создающих в целом праздничный колорит.

Приемы формирования художественного восприятия различны : я использую беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы. Так же обучаю детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (подвожу детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в эстетическом воспитании.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию [3, с. 62].

Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует эстетическому воспитанию.

Список использованных источников

1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 23 – 27.

2. Руковицын, М. М. Эстетическое воспитание детей : хрестоматия / М. М. Руковицын. – М. : Знание, 2012. – 432 с.

3. Швайко, Г. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду : методическое пособие / Г. С. Швайко. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 212 с.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей «Роль развивающей предметно - пространственной среды в художественно-эстетическом развитии и воспитании детей» Одним из важных условий реализации.

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Все мы родом из детства…».

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» Консультация на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства" Патриотическое воспитание.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».«Детство.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» В целях реализации проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» я провела занятие.

Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства Первоочередная задача взрослых, педагогов и родителей, вырастить детей эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, в художественно-эстетическом развитии». "Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2018 в 14:45
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД