Папки-передвижки

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников

Ирина Гурова
Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников

Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания.

Известно, что у воспитанников с общим недоразвитием речи имеются значительные недостатки лексической стороны и грамматического строя речи. Степень их выраженности бывает разной.

Лексика – это словарный состав языка. Трудности формирования лексики у детей заключаются в недостаточном количестве слов в активной речи, неточном употреблении многих из них (семантические замены – вербальные парафазии, упрощении значений слов при пересказах, чтении стихотворений, в трудностях формирования обобщающих и отвлеченных понятий, а также в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов.

Публикация «Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников» размещена в разделах

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

У воспитанников с общим недоразвитие речи длительное время отмечаются ошибки в понимании и употреблении грамматических категорий.

Всё это ограничивает речевые возможности, полноценное формирование связной речи; препятствует проявлению речевого творчества.

Своевременная работа по развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, формирования социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: восприятия, памяти, а также эмоций.

Также важно отметить, что в процессе работы с детьми, имеющими нарушения речи, иногда бывает трудно вызвать их интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, удержать внимание, достичь того, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях. Это вызывает необходимость поиска и применения наиболее адекватных интересам детей средств и методов работы.

Руководство развитием лексико-грамматической стороны речи должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, через общение ребёнка с педагогом и другими детьми.

Овладение словарём и грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития лексико-грамматического строя речи многообразны, и, соответственно, многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Логосказки и логорассказы являются эффективным средством воздействия в логопедической практике.

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Сказки и занимательные истории являются эффективным развивающим, коррекционным, и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ. Многие специалисты считают, что логосказки входят в систему сказкотерапии, так как в них легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей.

Так или иначе, сказка является замечательным помощником в работе по развитию и коррекции речи.

Выбор логосказки как средства развития и коррекции речи определяется именно особенностями детской психики.

Логосказки могут применять в своей деятельности как логопеды, так и воспитатели групп компенсирующей направленности и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой как целое занятие, так и его часть.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.

Условно выделяют несколько видов логосказок:

- артикуляционные,

- пальчиковые,

- фонематические,

- сказки для обучения грамоте,

- лексико-грамматические,

- сказки, способствующие формированию связной речи.

Лексико-грамматические логосказки занимают важное место среди других видов. Они направлены на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса, формирование грамматических категорий.

Основная цель работы при их использовании: развитие и закрепление лексико-грамматических умений и навыков у воспитанников.

Основные задачи при использовании лексико-грамматических логосказок и логоисторий рассматриваются в следующих направлениях:

- Закрепление, уточнение и активизация словарного запаса.

- Практическое усвоение морфологической системы языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

- Закрепление знаний о некоторых способах словообразования.

- Овладение синтаксической стороной: упражнение в правильном согласовании слов в предложении, построении разных типов предложений и сочетании их в связном тексте.

- Развитие диалогической и монологической речи.

Включение эмоционального компонента в образовательный материал повышает эффективность логопедической работы. Через использование логосказки, её сюжетных линий дополнительно решаются также следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

- Коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.

- Обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой и создания благоприятной психологической атмосферы.

- Приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова.

- Воспитание нравственных качеств.

Источники и факторы развития лексико-грамматического строя речи разнообразны, и, соответственно, разнообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Работа по формированию словаря и грамматического строя речи проводилась с воспитанниками известными способами:

1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной

речи.

2. Специальное обучение детей новым и трудным грамматическим формам,

направленное на предупреждение и преодоление ошибок.

3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.

4. Исправление грамматических ошибок.

Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как в образовательной деятельности, так и в повседневно жизни.

В работе использовались как специально составленные логосказки, так и сказки и рассказы, насыщенные лексикой по теме и позволяющие решать задачи по закреплению грамматических категорий.

Формы работы с логосказкой и логорассказом

- Прослушивание произведения и подробная беседа по его содержанию.

Эта работа проводится обычно с большими по объёму сказками или рассказами, насыщенными определённой лексикой по теме и грамматическими формами. Ответы детей предполагают их активное использование в речи.

- Совместное рассказывание логосказки (логорассказа) с детьми.

Эта форма работы предполагает, что дети подсказывают нужные слова в тексте. Эти слова нужно поставить в нужную форму (например, в форму определённого падежа, или подобрать самостоятельно (антонимы, неизменяемы слова и т. д.). Таким образом, можно знакомить детей с грамматическими изменениями слов.

- Пересказ сказки или рассказа.

Это очень ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. При пересказе логосказок могут быть активно использованы все известнее наглядные методы: иллюстрации к тексту, мнемотаблицы, серии сюжетных картинок, опорные картинки, предметы…

- Пересказ по ролям. Драматизация.

Этот способ работы с логосказкой используется наиболее часто. Кроме приёмов наглядного моделирования здесь широко применяются разнообразные атрибуты: разные виды театра, атрибуты для драматизаций (предметы, элементы одежды, маски).

- Пересказ с элементом творчества.

Дети придумывают своё начало или окончание сказки или рассказа; распространяют предложения, дополняют текст новыми событиями, диалогами.

- Пересказ с изменением условий (с изменением лица, числа, времени и др. ; с изменением имени героя; с исправленной в тексте ошибкой и др.).

- Совместное составление логосказки или логорассказа по сюжетной картине (возможно включение элементов творчества – придумывание событий до и после происходящих на картине).

- Сочинение логосказки (логорассказа) по аналогии.

- Сочинение логосказки (логорассказа) по предметам одной лексической группы.

- Игры и игровые лексико-грамматические упражнения в процессе работы по сказке.

Эти игровые упражнения могут проводиться как в ходе чтения сказки, так и в процессе обсуждения её содержания и после обсуждения.

Результаты работы оказались положительными. Систематическое использование логосказок эффективно способствовало закреплению в речи воспитанников лексико-грамматических умений. Кроме того, применение логосказок и логорассказов позволяло практически всегда добиваться устойчивого внимания и интереса. Всё это положительно сказывалось на сохранении психофизического здоровья детей, поддержании положительного эмоционального состоянии и снижении вероятного переутомления на логопедических занятиях.

Дети ждут новых логосказок. Работа в этом направлении продолжается.

Литература:

- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. – СПб. : КАРО, 2001.

- Екименко Е. А., Столярова Н. Л. Логосказки как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников. http://pandia.ru/text/79/136/92893.ph

- Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. – СПб. : Детство-пресс, 2003.

- Косинова Е. М. Грамматические тетради для занятий с дошкольниками (№ 1, 2, 3, 4). – М. : ТЦ Сфера, 2014.

- Полянская Л. А. Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений. http://goronoozersk.ru/sites/default/files/naprav_deayt/doshkol/materials/logoskazkateoriya-polyanskayala-ds26.pdf

- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : Владос, 1994.

- Солнышко: Читаем сами / Сост. З. Г. Сахипова, Ф. Ф. Азнабаева, Р. А. Войконова; Под ред. Т. Д. Полозовой. – СПб. : «Просвещение», 2000.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников С давних пор сказка является одним из самых любимых жанров устного художественного творчества. В. А. Сухомлинский писал: - «Сказка неотделима.

Формирование лексико-грамматической стороны речи по теме «Весна» Консультация для родителей «Назовите весенние месяцы» Март, апрель, май «Ответь на вопросы» 1. Почему весной тает снег? 2. Почему весной.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи «Предлог «на» (средняя группа) Цель: закреплять умение детей выделять предлог "на" в сочетаниях слов и предложениях; составлять предложения с предлогом "на" по наглядной.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей группы «Транспорт» Тема: Транспорт Цели: Коррекционно-образовательная: • учить образовывать приставочные глаголы. Коррекционно-развивающие: • развивать логическое.

Консультация для родителей по формированию лексико-грамматической стороны речи по теме «Лето» Отгадайте загадку: Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? Отгадайте загадки, назовите летние месяцы: В тёплый, самый.

Презентация «Логопедическое пано, как основа развития лексико-грамматической стороны речи» В работе с данным многофункциональным логопедическим панно «Развивающий планшет» используются игры направленные не только на развитие грамматического.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи «Зима. Зимние забавы» Консультация для родителей. Отгадайте загадку Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой) Назовите зимние месяцы.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Инструменты и материалы» Консультация для родителей Назовите предметы, одним словом: Топор, пила, лом, долото, игла, метла, кочерга, лопата, отвертка, гвоздь Какие.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет «Зимующие птицы» Консультация для родителей Назовите зимующих птиц, которых вы знаете: Каких ещё зимующих птицы вы знаете? Зимой холодно и голодно нашим.

Задания на развитие лексико-грамматической стороны речи «Овощи» Назови признаки овощей: (по форме, по цвету, по размеру, на вкус) Огурец - длинный, хрустящий, сочный, зелёный, вкусный Помидор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников
Опубликовано: 7 сентября 2018 в 14:12
+360Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 119.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД