Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ

Екатерина Юрова
Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ

В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.

Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ

Оригами («ори» - складывать, «гами» - бумага) - японское искусство складывания из бумаги, пользуется популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигур дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук - один из аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Развивая мелкую моторику и координацию руки, мы влияем на речевое развитие ребёнка. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет детей сосредоточиться на процессе изготовления.

Большое внимание на занятиях отводится игровым мотивациям. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главный вид деятельности ребёнка. На своих занятиях с детьми мы решили совместить использование создание фигурок в техники оригами и проговаривание стихов, потешек, речевок пальчиковой гимнастики. В процессе складывания фигурки, ребенок проговаривает стишок в соответствии с темой фигурки (например, оригами-фигурка медвежонок делается под стих пальчиковой гимнастики «Шел медведь к своей берлоге»).

В течение недели разучиваем речевой материал по теме (знакомые стихи, потешки или пальчиковую гимнастику, учимся складывать фигурку в технике оригами. А в конце недели совмещаем складывание уже знакомой фигурки и одновременное проговаривание уже изученного материала.

Структура еженедельной работыне всегда повторяется одинаково: на некоторые фигуры у нас получается наложить пальчиковую гимнастику и несколько игр (например «один – много», «назови ласково», а на другие – накладываются целые рассказы.

В течение таких занятий мы одновременно захватываем развитие и мелкой моторики пальцев и развитие речевой зоны, внимания, сосредоточенности и памяти, так как необходимо запомнить последовательность действий и слов. Дети учатся продумывать каждый свой шаг, анализировать, сравнивать результат с образцом, заниматься самостоятельно.

Очень эффективно использование оригами для выработки правильного речевого выдоха. Под воздействием воздушной струи, сделанные на занятиях наши фигурки могут «оживать» и развивают воображение детей, например бабочка может «лететь», а цветочек «качаться» на ветру.

Помимо стихов и речевок мы на занятиях используем сказки-оригами.

При создании фигурки мы одновременно со складыванием придумываем сказку о фигурке, которую делали накануне.

После того, как дети освоили процесс складывания фигурок, мы решили попробовать использовать созданные нами фигурки в театрализованной деятельности. В нашей группе мы создали театр оригами. Целью создания такого театра стало развитие творческих способностей и художественного вкуса детей с помощью фигурок оригами в театрализованной деятельности, и конечно же развитие речи, речевой активности дошкольников. Самодельные фигурки-оригами помогают ребёнку рассказать историю, сообщить о значимых проблемах, переживаниях, то есть придумать собственную сказку, исходя из своего жизненного опыта. Дети очень любят играть с поделками, обыгрывая знакомые сказки, события, стихи. Ребенок вступает в диалог, описывает этапы работы, делится впечатлениями, инсценирует знакомые произведения и сочиняет новые.

Благодаря всему этому речь детей становится более связанной, появляются сложные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками.

Хочется выделить, что несомненными достоинствами оригами следует считать:

- доступность бумаги как материала, простота ее обработки;

- оригами не требует больших материальных затрат;

- абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких.

Подводя итог проделанной нами работы, ещё раз хочется отметить, что занятия оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. Дети ведут настоящий творческий поиск, могут сами изобретать новые фигурки и создавать весёлые игровые ситуации.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

План-конспект занятия по аппликации с элементами оригами «Пусть небо будет голубым!» с детьми старшей логопедической группыПлан-конспект занятия по аппликации с элементами оригами «Пусть небо будет голубым!» с детьми старшей логопедической группы Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию материал продуктивной деятельности к лексической теме "9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ!".С этой темой мы.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 22:19
+227Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Дидактическое пособие «Дорожки» для детей с ОВЗ
Данное пособие многофункциональное предназначено для работы групп детей с ОВЗ: • с нарушениями опорно-двигательного аппарата; • с расстройствами...
Фотоотчёт о празднике «Космическое путешествие с Лунтиком»
Фотоотчёт о празднике «Космическое путешествие с Лунтиком» В нашем детском саду «Золотая рыбка» прошли музыкально-спортивные праздники, посвящённые Дню...
Многофункциональное пособие «Волшебная коробочка по ПДД» для детей 3–4 лет
Меджик–бокс ( волшебная коробочка. Многофункциональное пособие, сделанное своими руками. Пособие предназначено для детей ( 3-4 лет) младшего дошкольного...