Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР

Ирина Жирова
Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Научить детей правильной и выразительной речи как устной, так и письменной - сложная задача, требующая комплексного подхода.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы,есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Именно поэтому перед нами, педагогами, возникла проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими недостатки в речевом развитии.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, хорошо зарекомендовала себя тряпичная кукла.

Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Несмотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции.

Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Адаптация детей с ОНР в детском саду всегда была и остается наиболее сложным периодом для ребенка, родителей и педагогов.

Что же делать и как помочь в этот период ребенку?

После изучения множество специальной литературы мы пришли к выводу, что использование народной тряпичной куклы в период адаптации детей с ОНР к группе и в дальнейшей коррекционной работе наиболее эффективно. Ведь куклы помогают ребенку находить выход из трудных ситуаций, при этом, делают это мягко и не навязчиво. Маленькая кукла, внезапно появляющаяся из кармана педагога, вызывает у ребёнка улыбку, отвлекает его от невеселых мыслей, дарит волшебство. Она не требует особых затрат, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Кукла позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи учителя-логопеда, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью ею коррекции.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Тряпичную куклу можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, а также при оказании консультативной помощи детям и их родителям. Также дети могут использовать тряпичных кукол и в самостоятельной игровой деятельности.

Мы создали для работы своих тряпичных кукол. Делали их бережно, с любовью, на радость детям. В руках педагога куклы буквально «оживают»: разговаривают, выполняют телодвижения. Дети непроизвольно начинают с ними общаться, повторяют за ними звуки, слова, фразы, выполняют их задания. Каждая из кукол является не только игрушкой - забавой, но и несет определенное смысловое значение, выступает в роли сигнала к определенному действию, является ярким дидактическим материалом.

Тряпичные куклы помогают наладить доверие детей к воспитателю, снять у ребенка эмоциональное напряжение; организовать эмоциональное общение в системе педагог – ребенок, ребенок – ребенок; стабилизировать аппетит, сон, настроение ребенка, активность в игре, речевую активность в более короткие сроки.

При работе с детьми, имеющие общее недоразвитие речи, мы используем тряпичные куклы перевертыши «Девка-Бабка», «Мамка-папка». Кукла-перевертыш-это особая игровая народная кукла. Она отличается тем, что в одной кукле сразу два персонажа. Сверху один, перевертыш – будет другой.

Игры и упражнения с этими куклами направлены на развитие у детей фонематического слуха и моторики пальцев рук, развитие навыка словообразования и правильного употребления предлогов "Мой, моя, моё, мои", образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Тряпичную куклу «Зайчик на пальчик» педагоги применяют при обучении детей и закрепление понимания и употребления предлогов.

Тряпичную куклу «Хороводницу» педагог использует при работе с детьми над автоматизацией звуков, развития мелкой моторики, при работе с ребенком над интонацией и силой голоса.

Для работы с тряпичной куклой «Пеленашкой» подобраны упражнения для формирования у ребенка диафрагмального дыхания, для работы над плавностью и методикой речи. Такие упражнения особенно подходят для работы с детьми, страдающими заиканием. Активно используются игры на развитие фонематического слуха, умение различать шепотную речь, концентрирование слухового внимания.

Для развитие фонематического слуха, слухового внимания, используем тряпичную куклу «Колокольчик», а для постановки звука «р» и артикуляционной гимнастики - куклу «Лошадку».

Русская народная кукла «Кубышка-травница» способствует развитию речевого дыхания. Ребёнок вдыхает и выдыхает аромат целебных трав, при этом учится дифференцировать носовой вдох и ротовой выдох. У «Кубышки- травницы» имеется несколько разных мешочков с разными трявянными сборами, ребенок вдыхая их аромат может определить, что находится в данном мешочке (трава-мята, апельсиновые корочки, семена укропа, сушеная клубника, лавровые листья и т. д).

Использование русской народной куклы «Зерновушки» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Кукла «Зерновушка» имеет тоже несколько мешочков, которые наполнены разными крупами, ребенок на ощупь учиться определять, какая крупа там находится.

Все эти замечательные куклы изготовлены из экологически чистых материалов. Таких народных кукол не купить в магазине. Такие куклы сохраняют энергетику человека, который их изготовил.

Использование народной тряпичной куклы в значительной степени помогает смягчить течение адаптационного периода, обеспечивает внутреннее эмоциональное благополучие воспитанника с ОНР.

Играя тряпичной куклой, ребенок не боится ошибиться, он раскрепощается в своих действиях и высказываниях. Благодаря этому у ребенка развивается память, внимание, речь и другие психические процессы, что очень важно для детей с ОНР.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

А традиционная тряпичная кукла – тот «инструмент», который в руках педагогов и родителей, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Публикации по теме:

«Рисование воздушных шаров» (нетрадиционный метод рисования) Конспект НОД в младшей группе «Рисование воздушных шаров» (нетрадиционный метод рисования). Задачи: -продолжать знакомить детей с цветами.

Фотоотчёт «Изготовление поделки «Спичка Невеличка и дружок Огонёк» по мотивам народной тряпичной куклыФотоотчёт «Изготовление поделки «Спичка Невеличка и дружок Огонёк» по мотивам народной тряпичной куклы Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Рада вам! Вот такую поделку для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса.

Игровая кукла «Коняшка в яблоках» по мотивам народной тряпичной куклы своими рукамиИгровая кукла «Коняшка в яблоках» по мотивам народной тряпичной куклы своими руками Доброго времени суток! Рада всем, кто заглянул ко мне в эту минуту! Скоро моя коллега Майя Александровна даёт мастер-класс по плетению.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Цифры
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 12:20
+229Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

В мире мы сталкиваемся с множеством вещей и явлений, которые приходится сравнивать между собой. Научить детей этой не только математической, но и философской операции, не так-то просто. Дошкольные...

19 января. День лыж и коньков на МААМ

С января 1924 года лыжи и коньки обязательны на зимних Олимпийских играх. И, конечно же, ещё шире они представлены в любительском и оздоровительном спорте. Ведь покататься на лыжах и коньках – это...


Горячие темочки