Лучший педагог года

Сценарий библиотечного урока в начальной школе «Уроки природы Виталия Бианки»

ЛЮБОВЬ НИКИТИНА
Сценарий библиотечного урока в начальной школе «Уроки природы Виталия Бианки»

Цель: развивать у учащихся интерес к изучению природы родного края; прививать читательский интерес; расширять кругозор.

Оборудование: портрет В. В. Бианки; презентация; карточки с иллюстрациями лесных обитателей; жетоны; поощрительные призы.

(ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ В. БИАНКИ «ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ»)

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.

Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.

Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.

Публикация «Сценарий библиотечного урока в начальной школе „Уроки природы Виталия Бианки“» размещена в разделах

МУХОЛОВ – ТОНКОНОС: Мне, очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.

ДУБОНОС: Да, твой нос никуда не годится, слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! — и готово. Крак! — и готово. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его клё ст-крестонос и говорит:

КЛЁ СТ-КРЕСТОНОС: У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

МУХОЛОВ: Верно, твой нос хитрей устроен.

БЕКАС-ДОЛГОНОС: Ничего вы не понимаете в носах! Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

МУХОЛОВ: Ах, вот бы мне такой нос!

ШИЛОНОС: Постой!

КРОНШНЕП-СЕРПОНОС: Ты ещё наших носов не видел!

И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, а оба тонкие, как шило.

ШИЛОНОС: Мой нос для того вверх смотрит, чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

КРОНШНЕП-СЕРПОНОС: А мой нос для того вниз смотрит, чтоб им червяков из травы таскать.

МУХОЛОВ: Ну, лучше ваших носов не придумаешь.

ШИРОКОНОС: Да ты, видно, настоящих носов и не видали. Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

МУХОЛОВ :Ну и лопата!

ШИРОКОНОС: Зато им воду щелокчить-то как удобно! Набрал полный нос воды, и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.

КОЗОДОЙ-СЕТКОНОС: Обратите внимание на мой носик. У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы.

ПЕЛИКАН: Эй вы, мелюзга! Поймали мошку — и рады! А того нет, чтоб про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.

МУХОЛОВ: Вот так нос! Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь.

ДЯТЕЛ: Ты, должно быть, моего носа ещё не видал. Вот полюбуйся.

МУХОЛОВ: А что ж на него любоваться? Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом обед себе доставать долго, а о запасах и не думай.

ДЯТЕЛ: Нам, лесным работникам, надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем из-под коры, но ещё и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя и для других птиц. Нос у меня — долото!

МУХОЛОВ: Чудеса! Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Дубонос, крестонос, шилонос, серпонос, широконос, мешконос и долбонос выстроились перед мухоловом-тонконосом.

Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед.

Остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы присутствуем на библиотечном уроке. Кто из вас догадался, какому писателю будет посвящён этот урок?

- И начали мы урок с просмотра сказки В. Бианки «Чей нос лучше».

-А чей нос вам понравился больше?

-любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.

Именно отец привил ему интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара. Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов.

Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь», отмечал Виталий Валентинович.

В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь.

Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений. В 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. Она несколько раз переиздавалась, становилась толще, постоянно пополнялась новыми материалами, её переводили на разные языки мира. ( Материал в книге был подобран как в настоящей газете: корреспонденции, статьи, очерки, заметки, телеграммы, письма и рисунки читателей, загадки). Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались на страницах журналов и газет. Виталий Валентинович много лет составлял и вёл радиопередачу «Вести из леса». Обычно в конце передачи загадывались загадки, и голос диктора объявлял: «Дорогие ребята! Свои отгадки шлите к нам по адресу: Ленинград, радио, Виталию Бианки

Радио разносило слова по всей стране. А в дальнем пути они терялись и искажались и на ленинградское радио приходили письма, адресованные: Виталию Дранки, Италио Белянко. (Талию Мианке, Виктору Ульянке).

А то и так: Виталию Румянкину, Валерию Брянкину, Дидалию Банки! Виталий Валентинович читал и смеялся, и записывал всё новые и новые свои фамилии. (Дианки, Зянкин, Бронкин, Горянкин, Всянки, Лянкин, Кирьянков, Вероянки, Пьянки, Вьянки, Янки.) Целых 200 фамилий насчитал он.

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики», «Лесные детёныши». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.

Я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие в мир природы, который открывается нам в книгах Виталия Бианки.

1. Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

2. Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше зверушек знакомых

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Конкурс «Загадки о птицах»

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи подбирает. (Воробей.)

2. Ходит он надутый,

Всё грозит кому-то. (Индюк.)

3. Клювом в дерево стучит,

Чтобы дерево лечить. (Дятел.)

4. Кто мешок для рыбы под клювом носит? (Пеликан.)

5. На шесте — дворец.

Во дворце — певец. (Скворец.)

6. Кто птенцов своих не знает,

Другим птицам их сбывает? (Кукушка.)

7. Клином летят,

Жалобно кричат, (ед. ч.) (Журавль.)

8. Сама черна,

Манишка бела.

По лесу сплетни разносит смело. (Сорока.)

9. Каркает каркуша.

Не любо — не слушай. (Ворона.)

10. В детстве был утёнком гадким,

А как вырос — стал царь-птицей.

Ну, о ком здесь говорится?

Кто герой моей загадки? (Лебедь.)

11. На головке жёлтый венчик

Из яичка вылез. (птенчик).

12. «Бу-бу-бу» — он бубнит.

В сказке он знаменит.

С ним хитрила лиса,

Обманул её сам. (Тетерев.)

13. На часы не глядит,

А время знает.

Сам рано встаёт

И другим спать не даёт. (Петух)

14. Кто на болоте хвостом поёт? (Бекас)

РУБРИКА «Это интересно!» (выступают представители рассказов В. Бианки)

Знаешь ли вы, что.

•Я - самый сильный из насекомых - жук-носорог; мой вес 14 г, а тащу я груз массой 1 кг 580 г.

•Я - сова, уничтожаю за лето 1 000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба.

•Я – Кукушка, за час могу съесть 100 гусениц.

•Я – Пчела, мне надо облететь 100 000 цветов, чтобы собрать 17 кг меда.

• Я - Летучая мышь, я съедаю за ночь 200 малярийных комаров и этим спасаю от малярии многих людей.

•Я – Дятел, я съедаю за день до 160 жуков-короедов, до 10 майских жуков и множество муравьев.

СЛОВО БИБЛИОТЕКАРЯ О ВЫСТАВКЕ КНИГ И РИСУНКОВ.

(ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ О В. БИАНКИ)

УЧИТЕЛЬ: Я уверена, что после знакомства с творчеством Виталия Бианки и его героями вы стали добрее, научились любить, понимать и ценить природу.

(ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА ПО РАССКАЗУ В. БИАНКИ «ПЕРВАЯ ОХОТА»).

Публикации по теме:

«Мир подводного царства. Анималистика». Конспект урока ИЗО в начальной школе«Мир подводного царства. Анималистика». Конспект урока ИЗО в начальной школе Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать животных; углубить знания о размерах, анатомическом.

Библиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группыБиблиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группы Цель: Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки. Задачи: Углубить знания детей о животном.

Конспект урока физкультуры в начальной школе «Баскетбол» Цель: Формирование двигательных навыков у обучающихся, привлечение детей к систематическими занятиями физической культурой и спортом. Тип.

Гала-концерт по произведениям Виталия БианкиГала-концерт по произведениям Виталия Бианки Каждый год в нашем городе проходят мероприятия,посвященные произведениям Виталия Бианки. Дети знакомятся с произведениями автора через различные.

Сценарий викторины «Удивительный мир Виталия Бианки» для старшего дошкольного возраста Викторина "Удивительный мир В. Бианки" Викторина по сказкам Виталия Бианки «Удивительный мир В. Бианки» для детей старшего дошкольного.

Конспект урока технологии в начальной школе «Блокнот для записей» Тема урока: Блокнот для записей Тип и вид урока: урок открытия новых знаний Цели урока: изготовить блокнот для записей с помощью картона.

Творческие работы детей по мотивам произведений Виталия БианкиТворческие работы детей по мотивам произведений Виталия Бианки Произведения Виталия Бианки очень значимые в воспитании малышей. Роль их неоценима! Работы автора приближают детей к реальной жизни, показывает.

Стенгазета «Лесная газета. К 90-летнему юбилею книги о русской природе Виталия Бианки»Стенгазета «Лесная газета. К 90-летнему юбилею книги о русской природе Виталия Бианки» Лесная газета объявлений "Вести от Филина и о Филине" К 90 - летнему юбилею самой знаменитой книге о русской природе Виталия Бианки "Лесная.

Викторина по произведению Виталия Бианки «По следам»Викторина по произведению Виталия Бианки «По следам» Очень люблю читать произведения писателей анималистов, которые пишут о жизни животных, Одним из таких писателей является Виталий Бианки,.

Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки»Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки» Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста. "Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки!" Сроки проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий библиотечного урока в начальной школе «Уроки природы Виталия Бианки»
Опубликовано: 2 января 2020 в 20:49
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД