Екатерина Нестеренко
Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ по духовно-нравственному воспитанию «Педагогический экспресс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
Система работы по нравственному воспитанию : состояние проблемы, актуальность.
Повысить компетентность педагогов по вопросам нравственного воспитания детей
Публикация «Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ по духовно-нравственному воспитанию „Педагогический экспресс“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Закрепление методов нравственного воспитания
Материалы и оборудование: нотный стан с нотами, стикеры, ручки, маркеры, названия команд, лепестки для цветка, 2 коробки с перчаточными куклами, ширма, коробочка с сердечками, картина дерева, листочки.
Ход деловой игры.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Игра «Встанем по двое (4, 6, 8) .
Цель: распределение игроков на команды.
Ход игры : Звучит музыка. Все играющие двигаются, а ведущий называет
число 2 (4, 6, 8). Все строятся парами.
Вы разбились на восьмерки – это и будут команды. Предлагаю командам пройти к своим столам. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд и придумать название команд.
Нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы, на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы, которые мы наблюдаем в природе, являются те же самыми законы, которые действуют между людьми.
В жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, ибо их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.
То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя справляется с различными жизненными кризисами и трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях.
«Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова, а что они по вашему мнению означают? (ответы педагогов) Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – 7 нот. Сегодня мы попробуем создать свою основу для мелодии, которая называется духовно – нравственное воспитание.
Итак, обратите внимание на наш нотный стан. Первая нота – это нота – До. Что по вашему мнению, начинается на букву Д и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития. (ответы педагогов) Конечно это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
А хотите узнать, насколько Вы добры? Я предлагаю Вам ответить на несколько вопросов?
Тест «Добрый ли вы человек?»
Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11
и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее
Вот в чем я нисколько не сомневаюсь, так это в том, что вы все добрые кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. А для детей вы можете предложить такую игру, как «Гусеница»
Данная игра учит доверию к друг другу. Успех продвижения зависит от умения каждого ребёнка скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Педагог предлагает детям превратиться в одну большую гусеницу.
Необходимо построиться цепочкой, руки положить на плечо впереди стоящего. Между животом одного и спиной другого играющего нужно поместить мяч. Дотрагиваться до мяча руками нельзя. Первый в цепочке участник держит свой мяч на вытянутых руках.
Откройте и прочитайте памятку. Какие советы, по-вашему, самые главные, помогают в воспитании добрых чувств у детей?
Напротив совета ставим плюс.
Какие еще советы (употребляемые вами на практике) вы еще могли бы предложить.
Памятка для воспитателя.
Посеять в детских душах доброту, это значит:
1. Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
2. Ласково и только по имени называть детей.
3. Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
4. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
5. Учить с детьми стихи о доброте.
6. Составлять с детьми сказки о доброте.
7. Использовать пословицы о доброте.
8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
9. Не унижать ребенка.
10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей.
12. Найти сильные стороны у каждого ребенка.
13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.
14. Не читать длинных нотаций.
15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»
16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)
17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.
Как же нам развить доброту в наших детках? Конечно собственным примером, и воспользоваться играми, направленными на развитие этого качества.
Например Игра «Добрые дела» Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы. Организатору игры (родителям, педагогам) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью, а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает лучше ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки.
Следующая нота РЕ, но мы назовём её РЕЛИГИЯ.
К. Д. Ушинский называл религию корнями векового дерева, о котором мы говорили вначале, А. С. Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого, в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра». Много религий на свете, но мы с вами конечно говорим о Православии.
Назовите пожалуйста великие православные праздники. ?
Что нам помогает рассказать детям об этих праздниках?
Для приобщения к православным праздникам можно использовать блиц- турнир. И я предлагаю Вам «Мозговой штурм».
1. Как вы понимаете, что такое духовно- нравственное воспитание?
2. Сформулируйте цель патриотического воспитания дошкольников?
3. Какой праздник христиане празднуют, прославляя Отца и Сына и Святого Духа.
4. Кто считается заступницей всех матерей и детей.
5. Назовите, что должна включать в себя предметно-пространственная среда групп по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в свете новых ФГОС.
6. Назовите памятные и исторические места нашего города.
8. «Бабушкин сундучок» Назовите как можно больше пословиц и поговорок о Родине и семье.
9. Назовите названия стихов о Родине и о семье.
Следующая нота МИ, а у нас это нота будет называться – милосердие.
Какие формы работы можно использовать для формирования у детей милосердия.
Игра «Цветик- семицветик»
Предлагается сделать цветок и на каждом из лепестков написать все дела развивающие милосердие у детей.
Нота Фа - Ф это активная работа с фантазией.
Уважаемые педагоги – не бойтесь фантазировать, придумывать различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры.. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом. И я предлагаю Вам сочинить свою маленькую историю (две коробки с персонажами).
Нота СОЛЬ превращается в самостоятельность, самооценку т. к. для совершения нравственно - ценного поступка недостаточно только желания это сделать, надо самому приять решение и выполнить какое-то действие.
Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, хоть очень часто это ведёт к временным затратам. Как можно чаще хвалить детей и верить в них, незаметно помогать и т. д. И я предлагаю Вам продемонстрировать свою самооценку. У меня коробочка, в которую вы положите сердечко и назовете свое качество, которое способствует развитию нравственной личности ребенка.
Нота Ля и мы переходим к личностным принципам.
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт.
Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия, что Хорошо, а что Плохо, мы должны донести до ребёнка, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить. В другом- помочь, в третьем- поддержать.
Например, малыш плачет потеряв игрушку. Увидев это сверстник начинает его гладить по голове, т. к. знает правило «надо пожалеть того кто плачет» Но такое действие не соответствует сути возникшей ситуации, в которой следовало бы помочь найти игрушку.
Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.
К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения и другое. Хочу привести пример игры, которая тоже нам в этом поможет
Игра «Палочка-выручалочка»
Цель: продолжать воспитывать в детях чувство взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит : «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.
Вот мы и дошли до последней нашей нотки, которую назовем не СИ, а Самосовершенствование педагога.
Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым. Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание.
У нас осталось последнее задание. Перед нами то самое дерево, о котором мы так часто сегодня говорили. Но оно у нас совсем без листочков. Давайте сделаем это дерево живым, а для этого внимательно посмотрим друг на друга и напишем на листиках, которые я вам сейчас раздам всё, чем вы хотели бы поделиться! Это может быть здоровье, добро, любовь, взаимопонимание.
Вот посмотрите какое замечательное дерево у нас получилось! На этой чудесной ноте я хочу закончить нашу с вами встречу. Я желаю вам удачи в написании именно вашей мелодии добра, любви и взаимопонимания.