Папки-передвижки

Сценарий для конкурса чтецов в рамках проекта «Творческий вечер ко Дню рождения Коста Левановича Хетагурова»

Людмила Алборова
Сценарий для конкурса чтецов в рамках проекта «Творческий вечер ко Дню рождения Коста Левановича Хетагурова»

КОСТА ХЕТАГУРОВ

15.10.1859 – 01.04.1906

Цель: Расширять кругозор и эрудицию детей.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о творчестве К. Л. Хетагурова, вызвать интерес к произведениям писателя, художника;

2. Развивать связную речь, обогащать словарь, внимание, мышление, память.

3. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование: портрет К. Л. Хетагурова, иллюстрации, картины, призы для каждого участника, медали: «Знатоку творчества К. Л. Хетагурова».

Публикация «Сценарий для конкурса чтецов в рамках проекта „Творческий вечер ко Дню рождения Коста Левановича Хетагурова“» размещена в разделах

Предварительная работа:

1. Чтение творчества К. Л. Хетагурова;

2. Заучивание стихотворений наизусть;

3. Рассматривание иллюстраций и картин.

Вед 1. «Коста - замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, четко оформленными стихами».

Вед 1. Ирыстон Къостай хуызд р ник й радта м Ирыстон н Къостай фылд р ничи радта. Цыд ридд р Ирыстонм фенддаг м б ллиццаг й уыд - се ’пп т д р рбамбырд сты иу ад ймагм, рцардысты й м м й м с хи равдыстой р дау й. Къоста у Ирыстоны ном м кад, й зонд м й уд, йе ’хсар м й у здан. Мах куы ф дзур м Ирыстон - н ц сты раз в ййы Къоста, мах куы ф дзур м Къоста - н ц сты раз в ййы Ирыстон.

Вед 2. О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного ухода. Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты, и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа - вот главная цель всей его жизни.

мдз вг ___

Вед 2. К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев, он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

Вед 1. Ирон ад м н се у нгт р хыст й куы сбастой, уист й с куы надтой, б гън г м стонг й х хты цъассыты куы джиудтой м ниудтой, рухсы цъыртт с м куы ник ц й хъардта, у д Къоста сидти Уастырджим, фыййаум, исчим, ома ф т гм, ц м й ад мы рамбырд к на иум м с бынтон с фын ма бауадза. Ф л уыцы р ст джы ах м ад ймаг н уыд ирон ад мы ’хс н, м Къостайы сидтм куы ничи ф зынд, у д ад м уайтагъдд р бамб рстой: ф т гм сын чи сиды, уый й х д г у с ф т г, с хуызд рты хуызд р, с зондджынты зондджынд р, с хъ батырты хъ батырд р. Къостайы поэзи уыд ирон ад мы трибун, с хи м с царды тыхх й сын р стдзинад к ц й дзырд уыд, с сагъ ст м с ф ндий гт сын к ц й ргом чынд уыд, зонд м сын х рз гъдау к ц й амынд уыд, ах м трибун.

мдз вг ___

Вед 2. Сам Коста в своей автобиографии писал: "Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий.

мдз вг : ___

Отец мой - Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя - Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова - дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава".

мдз вг ___

Вед 1. Къоста… чи н зоны ацы ном Ирыстоны? Ацы номим к й

з рдыл не рл удзысты "Ирон ф ндыр" - ы з лланг зарджыт?. Къостайы хъуыдыт с рибарыл, й з рд йы сагъ ст царды тых м хъару л в рдтой ф ллойы фарн удирв зынг н г к м н уыд, уыцы ад м н, дзыл т н. Уым н й хон м "н хи Къоста".

Вед 2. Коста Леванович Хетагуров - это, прежде всего, гениальный поэт, выдающийся художник, основоположник осетинской литературы. Именно его перу принадлежат лучшие произведения на осетинском языке. Любые даты, связанные с именем Коста, всегда отмечались в Северной Осетии очень широко. Еще в 1939 году Александр Фадеев предсказал, что "имя Коста-поэта… войдет в ряд самых высоких имен человечества", а спустя 20 лет Николай Тихонов констатировал, что Коста "уже полноправно вошел в великую семью мировых классиков". И еще через какое-то время его именем названа звезда далекой Галактике. Это решение было принято международным центром по изучению Галактики в Канаде, регистрировано в США, а грамота, подтверждающая права поэта на звезду в созвездии Дракона, хранится в Швейцарии. Так сбылось пророчество Коста :

мдз вг : ___

Вед 1. Къоста - ирон ад мы хурты хурз рин, нуст м рттиваг стъалы, ирон ад мы ныфс, кад, намыс, национ литератур, культур м аивады бындур в р г. Къостайы хъ здыг, г рон х знадоны ад чи банкъардта, уыцы ад мты хс н удыгас цыртдз в нау ц ры Хет джы фырт й х д г д р. Абон, к фты м йы фындд с м боны, с д ф ндзай фондз азы с хх ст Иры уарзон хъ бул Хет гкаты Леуаны фырт Къостайы райгуырдыл.

Вед 2. Да, поистине, "великий талант не имеет границ". Учился Коста в Ставропольской мужской гимназии, в Академии художеств в Петербурге. Жил в Карачаево-Черкесии, Ставрополе, Пятигорске, Херсоне, Очаково. Коста Хетагуров родом из маленького осетинского горного аула Нар. Он владел несколькими кавказскими языками, изучил французский, блестяще знал русский. Прекрасные стихи и поэмы, написанные по-русски, по праву позволяют считать его по-настоящему русским поэтом (на осетинском языке им написано всего около 60 стихотворений, на русском - 150 стихотворений, 6 поэм и письма). К. Хетагуров прекрасно знал историю, географию, культуру и быт горских народов: осетин, кабардинцев, ингушей, чеченцев, других народов Северного Кавказа. Именно он был одним из инициаторов создания во Владикавказе "Общества вспомоществования переселенцам, следующим из центральных губерний России на Кавказ и обратно".

Вед 1. Ирон литератур й н (у р хд р - ирон культур й н) сараз н н уыд н д р уырыссагау, н д р гуырдзиагау, н д р нд р ад мы взагыл,- национ мидхъару ирд м хх ст й й хи хъуам фенын кодтаид й хи взагыл - рм ст иронау.

Бир т - разд р м ныр д р - Къостайы хуыдтой м хонынц канд ирон поэт н, ф л ма уырыссаг поэт д р, м уый раст у. Къоста рм ст уырыссагау куы фыстаид, у д н уыдаид ирон поэт. Ацы хабар нын б лвырд к ны, з гъг, национ мидхъару й хи национ взагыл куын равдиса, у д н равз рдз н м н уыдз н национ литератур.

Вед 2. Для Коста Хетагурова Отечеством была Россия со многими ее народами и проблемами. И сегодня достаточно злободневно звучит голос национального гения "о гармоничном развитии всех народов" как необходимом условии процветания современной России. Наверное, потому значение Коста ощутимо не только в нашей республике. Ему установлены памятники в Болгарии, на Украине, в Ставрополе, Карачаево-Черкесии. Его именем названы улицы в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Херсоне, Очакове, Остроге.

мдз вг ___

Вед 1. Райгыр н б ст м уарзондзинад Къостайы з рд йы арф рбын ттон кодта. Поэт гуманист уарзы пп т ад мы, ф л се’пп т й фылд р та й ирон ад мы. Генион поэты мбисонды цыртдз в н "Сидз рг с" у з рд йы нусон хъ рзын, сидз рты дзыназын, хист р ф лт ры марой.

Зар г "Сидз рг с"

Вед 2. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце.

Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.

Вед 1. Незадолго до смерти Коста с глубокой искренностью и волнением писал:

Я смерти не боюсь, -

Холодный мрак могилы

Давно меня манит безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для Родины моей…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда - ни будь к свободе проложить.

Вед 1. Ирон ад мм уыди рт х знайы: фыд лты з хх, мад лон взаг м ирон гъдау. Н з хм нын л бурынц, не’взаг н къ хты бын ф ци, гъдау ферох кодтам.

Публикации по теме:

«Лето звонкое!» Сценарий конкурса чтецов в рамках проекта «Творческая мастерская «Вдохновение» Цель: Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений. Задачи: Развитие речи и ознакомление с художественной.

Сценарий конкурса чтецов «C любовью о России» Цель: воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине; уважение к культурному наследию своего народа. Задачи: вызвать.

Сценарий конкурса чтецов к 9 Мая «Стихи, опаленные войной»Сценарий конкурса чтецов к 9 Мая «Стихи, опаленные войной» Ход конкурса: Дети входят в зал под песню "День победы" Ведущий: 22 июня 1941 года …9 Мая 1945 года… Две странички календаря. Два дня.

Сценарий конкурса чтецов ко Дню ПобедыСценарий конкурса чтецов ко Дню Победы Сценарий конкурса чтецов, посвящённого Дню Победы Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, коллеги! Мы рады видеть Вас.

Сценарий конкурса чтецов «Моя любимая буква»Сценарий конкурса чтецов «Моя любимая буква» Цель: Развивать речь детей в выразительном исполнении стихотворений. Задачи: Стимулировать стремление у детей к заучиванию стихотворений.

Сценарий конкурса чтецов «Ребята о зверятах» Цель : выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения ; совершенствовать умение детей декламировать,.

Сценарий конкурса чтецов «Весна — идёт» в средней группеСценарий конкурса чтецов «Весна — идёт» в средней группе Цель: закрепить знания детей о времени года – весне, весенних месяцах; развивать умения дошкольников выразительно читать стихи; формировать.

Сценарий конкурса чтецов «Вперёд, к звёздам!» к Дню космонавтики Дети и педагоги всех возрастных групп встречаются в музыкальном зале, занимают свои места (музыкальный фон – композиции групп «Зодиак»).

Сценарий конкурса чтецов «Зимние забавы»Сценарий конкурса чтецов «Зимние забавы» Цель: Развитие художественно-речевых исполнительских навыков, закрепление правильного произношения поставленных звуков в различных речевых.

Сценарий конкурса чтецов «Зимушка-зима!» Цель: создание условий для познавательно-речевого развития детей. Задачи: 1. Учить детей выразительно читать стихотворения. 2. Совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий для конкурса чтецов в рамках проекта «Творческий вечер ко Дню рождения Коста Левановича Хетагурова»
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 16:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД