Тамара Вануйто
Сценарий праздника «Дом мой — Ямал» для средних и старших групп
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий «Дом мой, Ямал»
Действующие лица: Ведущий, Ненец, Важенка, Олененок
Цель праздника : расширять представление о малой Родине, формирование интереса и любви к родному краю.
Задачи: прививать уважение и бережное отношение к национальной культуре и традициям народов севера, обогащать кругозор детей музыкальной культурой северных народов населяющих Ямал, развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край.
Реквизит: бумажные ягоды, два обруча, две корзинки, маска волка.
Публикация «Сценарий праздника „Дом мой — Ямал“ для средних и старших групп» размещена в разделах
Ведущий: Дорогие ребята, мы отправляемся в путешествие по удивительному богатому северному краю. Это полуостров Ямал.
(отрывок из стихотворения Ивана Истомина)
- Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на севере живем.
Ведущий: А вы знаете, где расположен полуостров Ямал? (на севере нашей страны). На территории ЯНАО. И омывается он Карским морем.
Как переводиться с ненецкого на русский - Ямал? (край земли). Ямал – одно из мест на земле, где люди сохранили традиционный кочевой образ жизни, где северный олень – и пища, и транспорт, и дом, и одежда, где гостеприимство – закон выживания в бескрайней тундре, а подарок – знак искреннего уважения.
Ребенок 1:
Суровый мой Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
Песня «Мы на севере живем»
Ведущий: Чем же интересен наш Ямал? (Ответы детей)
Правильно. Здесь живут множество животных и птиц: олень, песец, лемминг, белая сова, куропатка и др. (дети помогают, а среди рыб муксун, щука, налим, гольцы и др. (дети помогают).
- Ямал суровый, но приветливый. Зимой очень холодно и настоящая белая пустыня, лето – теплее, но короткое. А еще на Ямале зимой мы можем видеть самое красивое зрелище – северное сияние и полярную ночь, летом – северный день. Как не любить такой край?
Дети, скажите, какие коренные жители живут на Ямале? (Ответы детей). Правильно, молодцы!
Ведущий: Ой, слышите, к нам кто то идет. (Заходит ненец исполняет пару движений под музыку) Кто же это, дети? (ответы детей). Правильно, ненец.
Ненец: Здравствуйте ребятишки! Я коренной житель севера. Сегодня я приглашаю вас в стойбище «Поэтическое», где живут поэты. Они воспевают красоту своей земли.
Среди наиболее выдающихся поэтов Севера: Иван Истомин, Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Прокопий Салтыков и другие. Они были выходцами из семей оленеводов, рыбаков, охотников. Итак, в добрый путь к нашим северным родникам! (ненец ударяет в бубен). (Переключить слайд (фото поэтов, под музыку идут друг за другом, становятся полукругом)
Стихи:
1 ребенок: Пойдем со мной в наш тихий лес –
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко! (Роман Ругин)
2 ребенок: Когда солнце над тундрой светит,
Тундре радость несет оно,
Когда много друзей на свете,
Сердце счастьем озарено. (Иван Истомин)
3 ребенок: Оленья упряжка по тундре летит,
Морозец приятно лицо холодит.
На нартах хозяин оленей сидит.
Он едет с охоты, он очень спешит. (Саша Сычева)
4 ребенок: Морошка, морошка,
Тоненькая ножка.
Ягода – фонарик,
Сладостью одарит.
Солнца луч в окошке –
Золотые рожки.
5 ребенок: На Ямале мы живем,
Дружно песенки поем,
Будем жить мы здесь всегда –
Не страшны нам холода.
Ведущий: Какие чистые, добрые, искренние стихи, написанные сердцем и душой.
Шаман: А теперь мы с вами дорогие ребята, идем дальше, в стойбище «Певунья». (Идут друг за другом под музыку)
Ведущий: О Ямале, уникальном северном крае России, сложено немало песен. Красота северной природы, душевность живущих здесь людей воодушевляет их на творчество. Тут и солнечный свет, и осенняя грусть, и белые ночи, и восторженная любовь к родному краю.
Песня «Тетель – Ветель (Милый - малый)»
Ненец: А теперь мы с вами идем дальше, в стойбище «Плясунья» (Под музыку друг за другом). А кто это нас встречает, посмотрите.
Важенка: Здравствуйте ребята, я услышала, что вы направляетесь к нам в гости, и мы решили встретить. Вы знаете кто мы? (ответы детей). Верно!
1 ребенок: Ищет свежий ягель
Северный олень,
По пустыне снежной
Ходит целый день.
2 ребенок: Возят груз большой без лени
В тундре северной олени,
Хоть копыта, а не шины,
Выполняют, роль машины.
Я так рада всех вас видеть. А это мой сыночек. Он очень любит бегать, прыгать, скакать. И особенно танцевать. А вы любите? (Ответы детей). Тогда давайте мы с вами потанцуем.
Танец Оленей
Важенка: Ой, какие вы веселые ребята. Такие же активные, быстрые как олени.
Ненец: Спасибо тебе за гостеприимность. Теперь мы направляемся в стойбище «игрунья». Не хочешь отправится с нами? Дети, позовем важенку и олененка с собой? (ответы детей)
Важенка: С вами хоть на край света! (под музыку бегут друг за другом, дети садятся на стульчики)
Ведущая: Умению жить в тундре северяне учатся с малых лет. У коренных жителей Севера есть игры, традиционные только для них, связанные с охотой, рыболовством и оленеводством. Теперь давайте представим, что вы маленькие оленята.
Игра «Важенка и Олененок»
Группа детей встают друг за другом. Впереди их мама Важенка. Нужно выбрать одного ребенка, он будет волком. Когда начинает играть музыка Важенка и дети бегают по залу, а когда музыка заканчивается они убегают на стульчики от волка. Поиграть 2 – 3 раза.
Ненец: А какие ягоды можно встретить на болоте и в тайге? (Клюква, брусника, черника, голубика, морошка). Правильно. И сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сбор ягод»
Игра «Сбор Ягод»
Дети делятся на две команды. У каждого своя поляна ягод. На расстоянии от команд стоят корзинки.
Ненец: Дорогие ребята, мы очень рады, что сегодня встретились с вами! Вы знаете и любите наш северный край. Наш Ямал!
Ненец, важенка и олененок: До новых встреч дорогие, друзья! (Машут руками и уходят под музыку)
Ведущая: Вот и заканчивается путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, что вы еще сильнее полюбите эту северную землю, на которой живете. А теперь нам пора возвращаться в группу.