тамара васильева
Сценарий игровой обучающей ситуации «Лес — сколько в нем чудес!»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий игровой обучающей ситуации
«ЛЕС - СКОЛЬКО В НЕМ ЧУДЕС»
Разработала: Васильева Тамара Александровна
Цель: создать условия для экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи: формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения;
систематизировать и углублять знания о живой и не живой природе;
формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними,
Публикация «Сценарий игровой обучающей ситуации „Лес — сколько в нем чудес!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2017
воспитывать отзывчивость и коммуникабельность;
развивать интерес и любовь к родному краю;
расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;
формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе;
учить эмоционально, воспринимать стихи, чувствовать ритм стихотворной речи.
Вид ИОС: ситуация – проблема.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Социально- коммуникация»,», «Развитие речи», «художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, чтение и заучивание стихотворения.
Предварительная работа: чтение художественной и научно-познавательной литературы о зайце, лисе, лосе. Рассматривание фотоматериала по теме; составление меню для зайца, лисы. Написание письма для зайца и лисы ответные письма зайца, лисы.
Работа с родителями: индивидуальные, групповые беседы по разъяснению работы проводимой в группе по теме; изготовление поделок с детьми по теме: заяц, лиса; помощь в изготовлении материалов к открытому занятию.
Материалы и оборудование: Информационная доска, иллюстрации зимних деревьев, шишки с загадками, изображение следов зайца, лисы, лося на полоске бумаги; игрушки: заяц, лисица, лис, лисенок; пазлы «заяц»; «ящик ощущений», снежный ком, рога лося, снежный короб, «стихотворная лента», аудиозапись «вьюга, метель», магнитная доска, маркер.
ИОС проходит в группе стилизованной под зимний лес.
ОПИСАНИЕ ИОС
Педагог: ребята, сегодня мы отправляемся в интересное и увлекательное путешествие. Это будет прогулка в зимний лес. Перед прогулкой я хочу напомнить вам главное правило: лес – это дом для растений и животных, а человек в нем – гость. Гость должен быть внимательным, чутким, не мешать хозяевам.
Дети вместе с педагогом имитируют одевание теплой одежды и отправляются в лес под шум вьюги.
Педагог: давайте, поздороваемся с лесом и скажем:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полон сказок и чудес…
Все открой, не утаи:
Ты же видишь –Мы свои!
Подходят к зимним деревьям на картинках, рассматривают, любуются ими.
Педагог: Как называется край, в котором мы живем?
- Какие растут деревья в наших лесах? (Ответы детей)
- Много лиственных деревьев: береза, осина, рябина, но встречаются и хвойные – ель, сосна, кедр. Ой, ребята, а это что?
Дети под сугробом находят шкатулку из бересты.
Педагог: ребята, это шкатулка. Старичок-Лесовичок приготовил нам сюрприз. Давайте посмотрим, что там внутри.
Педагог открывает шкатулку. В ней лежат шишки с загадками.
Педагог: Смотрите, в шкатулке загадки. Постараемся их отгадать. (Дети достают из шкатулки шишки и отгадывают загадки)
В белом сарафане встали на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
Что же за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках целый год. (Ель)
Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Педагог: Холодно зимой и животным и растениям. Но у животных есть шуба теплая. А как же растения спасаются от холода? (Ответы детей)
Педагог: правильно у деревьев есть толстая кора и снег укрывает их корни. Ребята посмотрите, а здесь чьи-то следы?
Дети совместно с педагогом находят заячьи следы, следы приводят под кустик, где спрятался зайка.
Педагог: Смотрите, кто это сидит под кустиком? (Ответ детей).
Беру зайчика на руки и говорю стишок
Я ушастый ваш дружок,
У меня белый полушубок,
Куцый хвостик, длинный ус,
Я всех-всех боюсь.
Педагог: Давайте ближе посмотрим на зайчика и ответим на вопросы: я бросаю вам снежный ком, а вы мне назад его возвращаете ком и говорите ответ.
Педагог: Какого цвета шубка у зайца? (белого). Летом шуба у зайца серая, а зимой белая). Снег белый и заяц белый - его не видно.
- А где живет заяц? (Под кустиком. У зайца нет определенного дома, домом является для него весь лес. Весь день заяц сидит под кустиком. А ночью идет искать пищу.)
- Что ест заяц?
- Какие враги есть у зайца?
Рассказ педагога.
Зимой зайцы едят молодые веточки деревьев, обгрызая кору молодых деревьев,и могут даже появиться в саду. Поэтому хозяева на зиму укутывают молодые деревья, чтобы зайцы их не повредили. В лесу лесники делают специальные кормушки и заготавливают в них сено для зайчиков и других животных.
Педагог берет в руки зайчика.
- Ребята, летом меня тетушка сова сфотографировала в серой шубке и я хотел показать ее вам, но мой друг бельчонок неосторожно смотрел и порвал, помогите, пожалуйста, собрать ее.
Дети собирают «фотографию- пазлы заяц»
Педагог: Молодцы, ребята! Давайте спрячем зайчика под кустиком, чтобы его не нашла лиса.
Педагог: Ой, ребята, посмотрите, а чьи же это следы?
Идем по следам, подходим к «ящику ощущений», дети поочереди обследуют то, что находится внутри коробки. Выясняем, что там - семья лисицы.
Педагог берет в руки лису.
Рассказ педагога.
У лисы густая и пушистая шерсть. Тело ее подвижное, оно может изгибаться и растягиваться, когда лиса бежит. У лисы длинный хвост, на поворотах он помогает, как руль. Голова у лисы продолговатая, мордочка тоненькая, вытянутая, ушки большие. Ноги у лисы короткие и тонкие, зимой на ногах у лисы вырастает густая шерсть и люди говорят о ней, что лиса ходит зимой в валенках, и никогда не мерзнет. У лисы хороший слух. Зимой она слышит, как полевые мыши пищат под снегом. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. Лиса очень любит мясо, она охотится на зайцев, а еще ловит рыбу, жуков, моллюсков.
Вопросы к детям. Игра снежным комом.
- Какие враги есть у лисы?
- Как о своих лисятах заботится мама лиса?
- Как о лисятах заботится папа лис?
- А что еще ест лиса? (Ответы детей).
Педагог: Молодцы, ребята, вы все правильно ответили, но лисе пора идти на охту, а мы пойдем дальше.
Педагог вместе с детьми обнаруживает следы лося.
Педагог: Ребята, тут еще чьи-то следы? (следы лося). Давайте попробуем пойти по следам и посмотрим, куда они нас приведут!
Идем по следам, навстречу выходит лось, несет рога.
Лось: Здравствуйте, ребята, вы, меня узнали? Я вам подарок принес, чтобы вы обо мне помнили и никогда не забывали, я вам рога свои подарю, а весной у меня новые вырастут.
Лось передает рога воспитателю.
Лось: А, что вы про меня знаете? (ответы детей). Давайте я с вами поиграю.
Игра «Вопрос-ответ» со снежным комом.
-Скажите, ребята, а чем мы лоси питаемся?
-А умеем ли мы плавать?
-Кто является нашими врагами?
Рассказ лося.
Молодцы, все верно говорите, а еще в самый лютый мороз, мы, лоси ложимся и зарываемся в снег так, что у нас только одна голова торчит. Так нам легче морозы пережить, а летом нас гнус и мошки едят, нам приходится на открытое поле выходить, чтобы ветер насекомых отгонял.
Лось: Вы, наверное, уже замерзли? Давайте побегаем по сугробам снежным, и сразу теплее станет, только у меня ноги длинные и снег не страшен, а вам придется высоко-высоко колени поднимать.
Под музыку бегут за лосем, имитируя бег по глубоким сугробам.
Лось: Ребята, а здесь снега совсем мало можно легко бежать не поднимая высоко колени.
Легкий бег под музыку.
Лось: согрелись? Ребята, нас в лесу все звери говорят о том, что вы письма зверям пишите, вот и лиса хвастается, что ей письмо пришло и мне бы очень хотелось, что бы вы мне тоже написали. Напишите? Я ждать буду!
Лось: Вы такие хорошие, а можно я вам стихотворение про себя расскажу!
Лось рассказывает стихотворение.
С. Лосева
По тропинке лось идёт,
На рогах птенцов несёт.
У птенцов нет мамы с папой,
Но зато есть лось рогатый.
Лось: А давайте я вам его подарю, и вы его потом мамам и папам своим расскажите!
Педагог: Уважаемый лось у нас в группе есть «стихотворная лента», на которой мы с детьми заучиваем стихи, рисуя к стихотворению картинку!
Лось: А мы если и рисуем, то только на снегу, но это ведь не страшно, я сейчас возьму веточку и буду рисовать картинки к стихотворению на снегу. И мы все вместе легко запомни этот небольшой стишок!
Лось совместно с детьми заучивает стихотворение, рисуя картинки.
Педагог: спасибо лось тебе за прекрасное стихотворение, мы обязательно напишем с детьми тебе письмо. А сейчас нам с пора возвращаться в детский сад. До свидания, лось!
Лось: до свидания, дети и воспитательница!
Педагог: ребята, а сейчас нам надо попрощаться с лесом и сказать ему:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полон сказок и чудес!
До свидания!
Под звуки вьюги и метели дети возвращаются в группу.