Елена Рыбина
Сценарий праздника к Дню Наума Грамотника «Наум, наведи меня на ум»
▼ Скачать + Заказать документы
Название мероприятия: ”Наум, наведи меня на ум”
Цель: познакомить детей с историческим праздником грамоты.
Задачи:
- знакомство с историей возникновения праздника;
- развитие логического мышления, внимания, сообразительности;
- воспитание чувства товарищества.
Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Наум, ученик, ученица.
Публикация «Сценарий праздника к Дню Наума Грамотника „Наум, наведи меня на ум“» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2021
Оформление зала: плакат с надписью «День Наума Грамотника» по середине стены, небольшая полка с книгами, по бокам шторы, на полу ковёр с узорами, сбоку стоит ширма на ней изображение наума и строки из стихотворения, с другой стороны - сундук для реквизита, на стене наказ Наума Грамотника.
Реквизит: игровой туннель, образцы кириллицы и современного алфавита, карточки с изображениями писала и пергамента, верёвочки с узелками.
Музыкальное сопровождение:
• ФНГ – волшебная музыка;
• ФНГ - «Звёздочка тучку заела»;
• ФНГ – «Берёзка»;
• ФНГ – «Клён ты мой опавший»;
• ФНГ – «По Дону гуляет»;
• ФНГ – «Балалайка»
Ход:
Ведущие под народную музыку входят в зал.
(ФНГ - «Звёздочка тучку заела»)
Ведущие вместе: Здравствуйте, ребята!
Ведущий 1: Мы рады поприветствовать вас в нашем зале.
Ведущий 2: Сегодня у нас необычный день, мы с вами познакомимся с одним интересным народным праздником. Называется он «День Наума Грамотника».
Ведущий 1: Наум – это один из ветхозаветных пророков. На Руси он считался покровителем знаний и учения.
Ведущий 2: По народному календарю этот праздник отмечается 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря). С этого дня начинали учить детей грамоте.
Ведущий 1: Говорили: «Пришёл Наум – наставил на ум».
Ведущий 2: Ребята, а у нас с вами, когда начинается учебный год? (осенью с 1 сентября). И как сейчас называется этот праздник? (День знаний)
Ведущий 1: Да, правильно. В старину же, ребятишки то крестьянские осенью помогали в поле урожай собирать, по дому работали, а зимой работы поменьше, больше времени оставалось грамоту учить.
Ведущий 2:
Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В Божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Именно с этих слов дети просыпались, собирались и отправлялись на учёбу.
Ведущий 1: А вам интересно узнать, какой была школа в прошлом? Как обучали школьников на Руси?
Ведущий 2: Тогда мы предлагаем вам перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, а за одно и знания свои показать.
Ведущий 1: Вы согласны?
Ведущий 2: Отлично! Только для этого вам нужно будет пройти через этот волшебный туннель. Не боитесь?
Ведущий 1: Все готовы? Давайте на раз-два-три.
Ведущие вместе: Раз-два-три!
Дети проходят через туннель.
(ФНГ - волшебная музыка)
Ведущий 2: Вот мы и оказались с вами в старорусской школе.
Ведущий 1: Внимательно рассмотрите убранство классной комнаты.
Ведущий 2: Ребята, вы слышите? Кто-то сюда идёт.
Ведущий 1: Похоже, что ученики этой школы!
Ученик и ученица заходят в зал.
(ФНГ – «Берёзка»)
Ученик: Здравствуйте, ребята!
Ученица: Ой, как вас тут много. Вы, наверно, с нами будете тут учиться, да?
Ведущий 2: Нет, дорогие ученик и ученица. Мы тут, чтобы узнать, как у вас проходит обучение. Чем старорусская школа отличается от современной. Сейчас вот мы рассматриваем классную комнату.
Ученик: Ну, тут ничего особенного: длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами. Только вот ученье у нас проходит с утра и до вечера. В середине дня – перерыв, чтобы пообедать.
Ученица: У нас нет ни переменок, ни директора, всего один учитель. Оценки нам не ставят. Если выучил – молодец, ступай домой. А не выучил – вот плётка, вот розги, то есть прутья.
Ученик: Отдельных уроков нет. Каждый ученик получает индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова.
Ученица: Кстати, обучение у нас проходят на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо обязательно выучить кириллицу.
Ведущий 1: Интересно, а чем-то отличается старославянский алфавит от современного?
Ученик: А вот это мы сейчас и проверим с ребятами, да?
Конкурс «Знатоки азбуки»
Ученица: Давайте для начала разделимся на две команды. У меня есть вот такой мешочек. Каждый ко мне подходит и вытягивает карточку.
Ученик: На этих карточках показаны наши школьные принадлежности. Кому попалось, писала – одна команда, кому пергамент – другая команда.
Ученица: Отлично! А теперь каждая команда получит образцы древнерусских букв. Ваша задача сравнить их с современным алфавитом. Надо определить, каких русских букв нет в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ запишите большими буквами на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист.
Ученик: Мы будем смотреть, как у вас получается и, если что вам поможем.
(ФНГ – «Клён ты мой опавший»)
Ученица: Умнички! Все справились с заданием.
Ученик: А сможете ли вы разгадать старинные слова?
Выходит Наум Грамотник
(ФНГ – «По Дону гуляет»)
Наум: Доброго здравия всем! (кланяется). Узнал ли кто-нибудь меня, ребята? Это я - дедушка Наум Грамотник. Слышал, вы тут знакомитесь со старославянской азбукой. Вот пришёл посмотреть как ваши успехи. Ну, поведуйте мне, ученики.
Ученица: Ребята большие молодцы. Сейчас вот будут разгадывать старинные слова. Может, вы нам поможете? Напишите на листочке несколько старославянских слов, а ребята их постараются отгадать.
Наум: Х он рцы он ша он (хорошо).
Конкурс «Переводчик с древнерусского языка»
Рцы Укъ Како Азъ (рука)
Азъ Земля Буки Укъ Како Азъ (азбука)
Ша Како Онъ Люди Азъ (школа)
(ФНГ – «Клён ты мой опавший»)
Наум: Ну и вправду, молодцы ребята! Всё сумели разгадать. А я им специально сложные слова придумывал. Видно хорошо усвоили старославянскую азбуку.
Ученик: Наум, может, мы тогда поиграем с ребятами? Познакомим их с народными играми? Как ты думаешь?
Наум: Хорошая идея! Я как раз знаю одну интересную игру. Встаём все в круг.
«Растяпа»
Все играющие парами встают в круг как для игры в «Третий лишний». Водящий стоит в кругу. Под музыку первые номера идут плясать в круг, вторые остаются стоять на месте. Когда музыка прекращается, первые должны встать за спину вторых. Кто остался без пары – водит. Все остальные играющие хором говорят: «Раз, два, три, растяпа будешь ты!». Теперь вторые номера идут плясать, и игра продолжается. Если игрок остаётся водить во второй раз, ему говорят: «Раз, два, три, четыре, пять, растяпа ты опять!», а если в третий: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа ты совсем!».
(ФНГ – «Балалайка»)
Ученик: Следующая игра - «Заря-заряница»
Играющие стоят по кругу, ведущие произносят текст, дети приговаривают. Водящий - с лентой в руке идёт по кругу. На последние слова водящий останавливается между двумя играющими, они бегут в разные стороны вдоль круга. Кто первый возьмет ленточку, тот и победитель и становится водящим. Игра повторяется.
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь, А беги, как огонь!
Ученица: А теперь мы предлагаем вам поводить хоровод. Кто-то из вас знает, что такое хоровод?
Хоровод «Во поле берёза стояла»
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Я пойду, пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли, люли заломаю
Люли, люли заломаю
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.
Стану я на дудочке играти,
А ребята станут подпевати:
Люли, люли подпевати…
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Ведущий 2: Ох, ребята, вижу вам весело. Но, к сожалению, нам уже пора возвращаться обратно.
Ведущий 1: Давайте поблагодарим Наума и учеников за прекрасное проведённое время и отправимся домой.
Наум: Ребята, напоследок я бы хотел подарить вам вот эти узелки на память (Показать веревочку с двумя узелками и пояснить)
Первый узелок гласит: «Во время учения нельзя есть, а то заешь выученное»
Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то окончив, должен ее закрыть, в противном случае все забудешь»
Ученик: помните об этом, когда грамоте обучаетесь!
Ведущий 2: Скажем дружно: «Спасибо».
Ведущий 1: Ну, нам пора! До свидания!
Наум: До новых встреч!
Дети проходят через туннель.
(ФНГ - волшебная музыка)
Ведущий 2: Вот и подошло к концу наше мероприятие.
Ведущий 1: Мы надеемся, что вам понравилось.
Ведущий вместе: Всем до свидания!