МААМ-картинки

Сценарий круглого стола «Заходите к логопеду на приятную беседу!»

Серафима Исаева
Сценарий круглого стола «Заходите к логопеду на приятную беседу!»

СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА «ЗАХОДИТЕ К ЛОГОПЕДУ НА ПРИЯТНУЮ БЕСЕДУ!»

Цель: осуществление взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей 5-6 лет.

Задачи:

- Мотивировать родителей заниматься развитием речи своих детей;

- Раскрыть необходимость занятий с детьми по развитию речевой деятельности;

- Установка на необходимость комплексной работы педагогов ДОУ и родителей для достижения успехов и поставленных целей в развитии речи детей 5-6 лет.

Материалы и оборудование:

Публикация «Сценарий круглого стола „Заходите к логопеду на приятную беседу!“» размещена в разделах

- Методическая литература, используемая в работе логопеда;

- Игры для развития звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, фонетико-фонематических способностей, связной речи;

- буклеты по кол-ву родителей;

- листочки и карандаши по кол-ву родителей.

Подготовительная работа:

- Сделать подбор литературы по проблеме воспитания и развития дошкольников 5-6 лет;

- Подготовить игры и пособия по развитию речи детей 5-6 лет;

- Заготовить буклеты по кол-ву родителей и раздать их в конце мероприятия.

Участники:

- учитель-логопед;

- родители.

Ход мероприятия

1. Орг. момент

Логопед: «Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли к нам, за наш круглый стол. Я – учитель-логопед в нашем детском саду.

Все мы знаем, что семья – это главный институт в жизни каждого ребенка; именно семья играет ведущую роль в развитии малыша, а также дает ребенку первые знания и умения.

Педагоги ДОУ также занимаются развитием ваших детей, подготавливая их к поступлению в школу. Но стоит помнить, что только совместными усилиями мы сможем преодолеть любые трудности в развитии детей.

Поэтому мы решили организовать подобное мероприятие, где мы сможем обсудить различные вопросы и аспекты развития речи детей.

Сегодня мы будем вести разговор об одной из самых важнейших познавательных и психических процессов человека – речи. Попробуем различные методы и приёмы для развития речевой деятельности.

В дошкольном возрасте речь активно развивается, становится основой общения ребенка со сверстниками и взрослыми; кроме этого она превращается и в орудие мышления.

2. Теория

Теперь поговорим немного о нормах развития речи в 5-6 лет.

Как вы думаете – к этому возрасту в каком состоянии должна быть речь? (ответы родителей, логопед беседует с каждым). Теперь немного теории. Вспоминайте своих детишек, можно делать пометки – что еще необходимо развивать, что ваш ребенок пока не знает (раздать листочки для пометок и ручки).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Дети 5-6 лет воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных для них слов.

К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

ЛЕКСИКА

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший., а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный.).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет., водный (катер, паром. ,наземный (автобус, поезд.) и др.

Имеют представление:

- об изменениях в природе по временам года; - о выращивании овощей и фруктов; - о ягодах и грибах наших лесов; - о домашних и диких животных; - о насекомых, рыбах птицах и т. д.

Знают:

- части суток, названия месяцев, дней недели;

- название столицы государства и своей страны;

- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

- правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под.);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин.).

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

Все, что я сейчас перечислила – это нормы речевого развития всех сторон речевой деятельности. Не переживайте, если где-то вы поняли, что это не относится к вашему ребенку. Сегодня я вам подскажу, как восполнить тот или иной пробел в развитии речи ребенка.

Основная задача обучения – это овладение правилами и нормами родного языка, определенными для своего возраста, а также развитие у детей способности общаться с социумом.

Все мы знаем то, что ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. То речевое развитие, которое он получает в первые годы жизни – является основой сначала обучения в ДОУ, потом в школе.

Сейчас я предлагаю вам выбрать из перечня наиболее значимые и важные факторы успешного развития речи детей и прокомментировать свой выбор (раздать листы).

(Выслушать ответы родителей).

Все вы правы – все эти факторы влияют на речевое развитие ваших детей.

Как вы думаете, какие же основные задачи речевого развития должны решаться в старшем дошкольном возрасте? Чем нужно заниматься с ребенком? (Выслушать ответы родителей).

Все верно. Важнейшие направления работы это:

1. Воспитание правильного звукопроизношения.

2. Развитие лексического запаса.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Совершенствование связной речи.

5. Развитие фонематических процессов и подготовка к обучению грамоте.

Первое направление – что это? (ответы родителей). Верно – это произношение звуков родного языка. Про нормы мы говорили в начале встречи. Но зачастую мы сталкиваемся с нарушениями звукопроизношения.

В 5-6 лет это:

- Не всегда четко произносятся шипящие звуки.

- Звук Р заменяется звуком Л или Й.

- Звук Л заменяется звуком ЛЬ.

3. Артикуляционная гимнастика

Для того, чтобы самостоятельно помочь ребенку осваивать звуковую культуру речи – можно выполнять дома артикуляционную гимнастику. Она помогает создать базу для правильного произношения звуков.

Сейчас я предлагаю вам попробовать самим несколько упражнений. Подойдите, пожалуйста, к зеркалам, чтобы пронаблюдать за собой. Остальные упражнения перечислены в буклете, который вы получите в конце встречи.

Артикуляционные упражнения: Чистим зубки, Вкусное варенье, Чашечка, Лошадка, Горка (Сердитая кошка, Грибок.

4. Дыхательная гимнастика

Для развития хорошей речи обязательно нужно учить детей и правильному дыханию. Речевое дыхание влияет на звукопроизношение и развитие голоса.

Самое главное в работе над фонетическим выдохом – это дифференциация ротового и носового дыхания. Сейчас мы попробуем с вами пару упражнений, а с другими вы также ознакомитесь в буклете.

5. Другие направления работы

Теперь коротко обсудим второе, третье и четвертое направления работы.

Чтобы речь ваших детей была красивой; высказывания и рассказы были полноценными и правильно построенными – нужно заниматься развитием лексико-грамматических категорий и связной речи.

Хочу представить вам несколько пособий, которые помогут Вам в решении этих сложных задач. (Показ альбомов Теремковой, Володиной).

Эти тетради имеют огромное преимущество – красочные картинки сочетаются с интересными заданиями. По ним заниматься одно удовольствие!

Давайте выполним несколько заданий сами (выполняют задания из альбома №2).

По поводу альбома Батяевой и Володиной тоже хочу сказать пару слов – эта книга универсальна. Она сочетает в себе материал для работы с детьми от 3х лет и до 6.

Поэтому это вложение для вашего ребенка не будет лишним.

Давайте теперь подумаем, как мы можем развивать словарный запас ребенка помимо специальных пособий? (ответы родителей).

Правильно! На прогулке, отдыхе. Беседуя о том, что окружает; задавая вопросы, что и какое (какое небо? какая погода? в какую одежду ты одет).

А ещё, например, поискать приметы того или иного времени года.

Давайте сейчас попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам: ветер, кошка, дом (родители отвечают). Разговаривая с вашим ребенком, учите его рассказывать обо всем: как прошел день, чем он занимался и т. д.

Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем – тем лучше для его развития!

6. Обучение грамоте и развитие фонематических процессов

Последнее не менее важное направление в работе с детьми 5-6 лет – это развитие фонематических процессов и подготовка к обучению грамоте.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности.

Сейчас мы поиграем в несколько игр для развития фонематических процессов, а также я вам покажу методические пособия, которые вам помогут развить эти процессы.

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Я показываю ребенку картинку и громко, четко называю то, что на ней нарисовано, например: "Банан". Затем объясняю: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Пособия Вам помогут в организации домашних занятий, в подборе заданий по возможностям вашего ребенка. В основном они рассчитаны на 6 лет, но в развитии детей всегда нужно учитывать зону ближайшего развития (родители смотрят методические пособия)

Наше мероприятие подходит к концу! Если есть какие-то вопросы – задавайте! (родители задают вопросы – логопед отвечает).

В заключении хотелось бы вам предложить авторские буклеты, где вы можете ознакомиться с артикуляционными и дыхательными упражнениями; занимайтесь по ним дома и результат не заставит вас ждать!

Список использованной литературы

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. -М. : АСТ, 2007.

2. Батяева С. В., Савостьянова Е. В., В. С. Володина. Большой альбом по развитию речи. – М. : РОСМЭН, 2014.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. –СПБ. :ЛИТЕРА, 2007.

4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

5. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы для дошкольника. – М. : ГНОМ и Д, 2007

6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.

7. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. Альбом 1-4.– М. : ГНОМ и Д, 2007.

8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. – М. : - Вентана-Граф, 2008.

9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.

Публикации по теме:

Конспект математической интеллектуальной игры в формате круглого стола «Число в пределах 10» Конспект математической интеллектуальной игры (круглый стол) Цель: В игровой форме закрепить представление о количественном и порядковом.

Фотоотчет о проведении круглого стола «Аутизм: проблемы, опыт работы»Фотоотчет о проведении круглого стола «Аутизм: проблемы, опыт работы» Если в 2011 году на 88 детей приходился 1 ребёнок с РАС, то в 2017 году – 1 ребёнок на 68 (по статистике США). К сожалению,.

Родительское собрание в форме круглого стола по теме «Развивающие игры В. В. Воскобовича» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N4 "Соколенок" г. Дагестанские Огни 368670 г. Даг. Огни ул, Ленина,25.

Конспект проведения круглого стола совместно с родителями «Правильное питание — залог здоровья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 муниципального образования Щербиновский район. Конспект.

Психологический тренинг для отцов в форме круглого стола «Понять и поддержать подростка. Как?» Психологический тренинг для отцов «Понять и поддержать подростка. Как?» Приветствие участников. Знакомство с темой занятия. «Переходный»,.

Родительское собрание в форме круглого стола «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» Цель: • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Повестка дня: Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Родительское собрание в форме круглого стола «Умелые ручки» в подготовительной группе - Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего круглого стола «Умелые ручки!» на котором я вас познакомлю с методами и приемами развития.

Конспект родительского собрания в форме круглого стола «Растим любознательных» в разновозрастной группе Цели:Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность. Форма проведения:.

Сценарий совместного круглого стола по ПДД «Осторожно — улица» Сценарий совместного круглого стола " Осторожно - улица ". Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -познакомить.

Заседание круглого стола «Критерии качеств уровня готовности детей 6–7 лет к обучению в школе» Одним из достижений старшего дошкольного возраста является формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий круглого стола «Заходите к логопеду на приятную беседу!»
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 15:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД